Учебный год подходит к финишу, скоро в школах и гимназиях страны прозвенит последний звонок. Для кого-то он знаменует долгожданные летние каникулы, а выпускникам напомнит о том, что они на пороге взрослой жизни.
Читатели газеты хорошо знакомы с тем, что в 2015 году в нашей подшефной гимназии №1 стартовал профориентационный проект «Мой город – мой профессиональный выбор». Напомним: это совместный проект, рассчитанный на подготовку профессионально ориентированных выпускников гимназии для поступления в БГТУ с тем, чтобы молодыми специалистами они затем пришли работать на наше предприятие.
Но исключительно привлекательные перспективы проекта еще не гарантируют его успешную реализацию. Скорее на первый план выступает заинтересованность гимназиста в углубленном изучении профильных предметов. В свою очередь, чтобы по-настоящему увлечь гимназистов химией и математикой, учитель должен быть сам увлеченным человеком.
Еще в самом начале проекта, в сентябре 2015 года, когда мы пришли знакомиться с гимназистами первого профильного класса, нашим гидом в мир инновационных школьных технологий была заместитель директора гимназии по учебной работе, учитель химии Ольга Григорьевна Пальчун. О своем предмете она готова рассказывать бесконечно, причем так, что априори не испытывая к химии никакого интереса, невольно заслушиваешься. А если занимательным перспективным открытиям науки в этой области внимать несколько школьных часов в неделю? Неудивительно, что этот сложный предмет стал любимым среди старшеклассников, что и побудило некоторых сделать выбор в пользу профильного обучения, которое открывает дорогу к профессии «инженер-химик-технолог». Но химия – «ключик» и к другим профессиям, возможно, в этом секрет популярности в гимназии этого школьного предмета.
– Мой «химический роман» начался в школе, продолжился на биофаке БГУ, а кульминации достиг в 2013-2014 годах, когда моя ученица стала победителем IV этапа республиканской Олимпиады. Участие в проекте – это новая, пожалуй, самая интересная страница в моей работе. Я думаю, что для каждого учителя наивысшее удовлетворение – видеть успехи своих учеников. У нас они есть и верю в то, что это только начало: в будущем мы будем гордиться их достижениями, – сказала Ольга Григорьевна.
Такими же приятными собеседницами, искренне влюбленными в свой предмет и с невероятной, сродни материнской, теплотой и гордостью рассказывающие о своих учениках, оказались и учителя математики в профильных классах.
Рассказывает Любовь Григорьевна Палицына:
– В школе у меня был замечательный учитель, благодаря ему магия цифр заворожила меня на всю жизнь. И вот эти математические тайны и секреты я стараюсь раскрыть своим ученикам. Я работаю в гимназии со дня ее открытия, и должна сказать, что нынешние старшеклассники – это совершенно уникальное поколение: инициативные, целеустремленные, самодостаточные. У них есть чему научиться и нам, взрослым, что я с удовольствием и делаю. А участие в проекте воспринимаю как профессиональный подарок. Великий М.В.Ломоносов говорил: «Математику надо любить за то, что она ум в порядок приводит». Позволю добавить: а детей за то, что через них мы познаем смысл жизни и свое предназначение на земле.
Светлана Петровна Саланович, обаятельной улыбкой поддерживая коллегу, добавила:
– Наши дети только на первый взгляд самоуверенные и независимые, а на деле очень ранимые, остро нуждающиеся в добром и ласковом слове. Точно знаю, стоит даже авансом похвалить ученика, к следующему уроку он постарается подготовиться так, что будет впору ему аплодировать. Уверена, хвалить надо за малейшее усердие, за любое проявление интереса к учебе.
Есть замечательные стихи, которые начинаются словами: «Без похвалы умирает душа…». Думаю, комментарии излишни.
А вот мнение директора гимназии Ирины Викторовны Каранкевич:
– Вы уже, наверное, поняли, что с такой великолепной командой профессионалов-единомышленников, как мои коллеги, уважаемые всем коллективом гимназии, и, что немаловажно, обожаемые гимназистами учителя, невозможно не добиться блестящих результатов. Это не только успешная сдача централизованного тестирования, а затем «красный» вузовский диплом, главное, что из стен гимназии выйдут достойные граждане нашей страны.
А беседы с гимназистами преподнесли еще один неожиданный сюрприз. Они не скрывали, что в первую очередь учитель для них – единомышленник, который разделяет их взгляды, с уважением относится к мнению каждого, и потому с ним можно поделиться не только планами относительно будущей профессии, но и доверить многое из того, чем так богат внутренний мир стоящего на пороге совершеннолетия молодого человека.
Вот такая педагогическая гармония в нашей подшефной гимназии №1.
Татьяна ЗОЛОТУХИНА (office@shinnik.by)
Фото Игоря ДРАПЕЗЫ (drapeza63@yandex.ru)