Венцом многодневного труда, конструкторских и технологических поисков всех специалистов, занятых в разработке новых моделей шин, являются их испытания на аккредитованных полигонах.
Именно после сдачи подобных «экзаменов» по признанным международным методикам и получения соответствующих сертификатов решается вопрос о постановке новых шин на массовое производство.
В прошлом году газета уже рассказывала, как проводятся «летние» испытания легковых шин. А сейчас предлагаем вниманию читателей репортаж об испытаниях «зимних», которым на российском Дмитровском полигоне были подвергнуты зимние шины размера 225/65R17 модели BEL-517, предназначенные для эксплуатации на внедорожниках.
Ни для кого не секрет, что изо дня в день мы все чаще на наших дорогах встречаем кроссоверы, в обиходе называемые «паркетниками». А многие ли задумываются, в какие шины «обуты эти автомобили»? Между тем шины для этого класса машин должны сочетать в себе отличные ездовые качества при абсолютно разных условиях эксплуатации: на асфальте в городском и загородном трафике, и при движении по бездорожью.
Специалистами нашего предприятия недавно были разработаны именно такие универсальные шины размера 225/65R17 для внедорожников с зимним направленным рисунком протектора. Как утверждают конструкторы, эти шины обладают высокими тягово-сцепными свойствами, имеют надежную скоростную выносливость и обеспечивают высокую проходимость автомобиля на зимних дорогах с низким коэффициентом сцепления или, проще говоря, на льду и снегу. Чтобы проверить так ли это, шины 225/65R17 были подвергнуты сравнительным испытаниям на сертифицированном Дмитровском полигоне в России.
Но перед началом «экзамена» встал вопрос об определении «оппонента». Важным условием выбора шины-аналога является одинаковая размерность. И для теста были выбраны шины такого же размера (225/65R17) одного из ведущих мировых производителей, который является участником практически всех шинных тестов, проводимых журналистами разных стран, и широко представленный на рынке. По этическим соображениям будет некорректно называть конкретного производителя шин. Однако, повторюсь, это производитель с мировым именем, который уверенно находится в премиум-сегменте.
Для проведения испытаний шин в качестве автомобиля был выбран бюджетный паркетник «Kia Sportage». И этот выбор не случаен. Мы специально не стали проводить тесты на внедорожниках семейства «Mercedes», «Audi», «BMW» или «Toyota» дабы максимально приблизить испытания к условиям, доступным для обычного потребителя.
И вот отобрав шины для тестов, отправляемся в подмосковный Дмитров. Погода встречает стабильным «минусом», на дорогах приличный снежный покров. Для нас – это просто супер! Лучше и не придумать! Можно сразу приступать к заездам, тем более что нам самим очень любопытно, как поведут себя на дороге наши новые шины линейки «Artmotion Snow HP».
Но перед началом проведения любых тестов и испытаний необходимо провести обкатку шин. Ни в коем случае нельзя думать, что этот процесс носит формальный характер. Для обкатки шинам необходимо пройти 300-500 километров. Мы выбираем пробег в 500 км. Это обусловлено необходимостью стопроцентного удаления из ламелей и канавок протектора эмульсии, применяемой при вулканизации, а также «правильной посадке» шины на диске. Очень важно при обкатке уделить особое внимание стилю вождения: с одной стороны необходимо избавиться от эмульсии, а с другой – «не навредить» шине. Благо рисунок протектора разработан таким образом, что при эксплуатации кромки ламелей «затачиваются», постоянно обеспечивая максимальное сцепление с дорогой.
Перед проведением тестовых заездов приступаем к подготовке трассы: проверяем плотность и температуру укатанного снега, чистим лед. Кстати, на результаты заездов влияет даже влажность воздуха. После проведения каждого теста для каждой модели шин трасса снова подготавливается к заездам, укатывается снег до его первоначальной плотности и, обязательно отслеживаются все погодные изменения.
В этой связи все участники испытаний выражают огромную благодарность небесной канцелярии за пасмурное небо и отсутствие колебаний температуры, плотности снега и качества льда из-за солнечных лучей.
После необходимой подготовки начинаются непосредственно заезды. Сразу стоит сказать, что все тесты пилоты выполняли не менее десяти раз с исключением из результатов наилучшего и наихудшего показателей.
Тесты проводили водители-эксперты, имеющие подготовку в контраварийном вождении и активной безопасности движения. Для определения интересующих параметров используется прибор «Racelogic DriftBox», который позволяет измерять с высокой точностью скорость, расстояние, динамику разгона, направление движения, угол крена, время прохождения круга, месторасположение, маневренность автомобиля и многие другие показатели.
Начинаем с определения скоростных свойств шин на укатанном снегу и льду. Для выполнения этого теста разгоняется автомобиль и фиксируется время прохождения отрезка трассы в интервале скоростей 10 – 30 км/ч. У обычных автомобилистов сразу может возникнуть вопрос: «А чем обусловлен выбор диапазона скоростей, и почему замеры начинаются не с 0 км/ч?». Выбор не случайный. Чтобы исключить фактор пробуксовывания автомобиля при трогании с места, методикой испытаний определено: фиксацию времени прохождения прямого участка начинать с 10 км/ч; а что касается 30 км/ч – то именно эту скорость легко набрать на первой передаче, тем самым исключая потери времени на их переключение.
После каждого разгона продолжается движение без торможения, а разворачивается автомобиль в специально отведенном для этого месте. Тормозами пилоты не пользуются, чтобы исключить дополнительный нагрев шин, который может исказить результаты заездов.
И вот что мы имеем в итоге при разгоне на укатанном снегу: время нашей шины составило на 0,19 секунды меньше, чем у шины конкурента. Вроде бы цифра мизерная, однако в процентном соотношении она смотрится впечатляюще – разница составляет около 8%.
На льду оба «бойца» показали близкие результаты (разница составила 0,06 секунды), поэтому принимаем их за равноценные.
Переходим к определению величины тормозного пути на укатанном снегу и льду. На снегу автомобили тормозят с 40 до 10 километров в час, а на льду – с 30 до 10 км/ч. Длину тормозного пути определяем до скорости в 10 км/ч лишь по одной, но очень важной причине: при движении на малых скоростях может произойти некорректное торможение из-за антиблокировочной системы автомобиля, которая может удлинять тормозной путь машины, внося разброс в результаты тестирования.
И вот прошли первые заезды, и достигнутые результаты удивляют даже опытных пилотов-экспертов. На укатанном снегу шины «Белшины» остановились почти на 2 метра раньше, чем шины-аналоги, а это половина длины автомобиля. И в условиях плотного городского трафика разница в 2 метра – просто огромная величина.
На льду результаты чуть скромнее, но все же тормозной путь у наших шин на 1,15 метра меньше, что тоже очень прилично.
Наконец подошла очередь дать оценку курсовой устойчивости и управляемости автомобиля на наших шинах и импортных аналогах. Для этого пилоты выполняют так называемые тесты «Змейка» и «Трасса замкнутой конфигурации».
Для теста «Змейка» длина траектории по осевой линии полосы движения составляет 378 метров. Шаг смены направления движения – 14 метров. Разворотные петли – 12 метров. Движется автомобиль на максимально возможной скорости. Время каждого прохождения трассы фиксируется. Этот тест является, конечно же, инструментальным, однако он дает понять, как «бежит» автомобиль. В нем помимо скоростных показателей прохождения «Змейки» еще считается идеальным плавное «сползание» автомобиля наружу всеми колесами без заноса на максимальной скорости. Самое нежелательное – «срыв» с потерей направления движения. И честь и хвала нашим «подопытным» – шины «Белшины» показали себя с наилучшей стороны, отметившись информативным рулем и малыми углами поворота руля для корректировки направления движения. Но слова – словами, а цифры – цифрами. На укатанном снегу и льду скорость прохождения «Змейки» у наших шин была выше, чем у аналогов, на 2,1 и 0,88 километров в час соответственно.
Тест «Трасса замкнутой конфигурации» проводится на укатанном снежном покрытии длиной 170 метров. Движется автомобиль непрерывно в одном направлении с максимально возможной скоростью. Время фиксируем по результатам каждого прохождения полной длины трассы. Тест дает представление о том, насколько просто управлять автомобилем в заносе, и позволяет определить скорость реакции шин на действия рулем.
Как и в «Змейке», наши шины показали себя с наилучшей стороны, чутко выполняя все «прихоти» пилотов. А вот что мы имеем в цифрах: средняя скорость прохождения трассы шинами «Белшины» – 31,00 км/ч, а у оппонента – 29,13 км/ч. Конечно, если вы не гонщик или же постоянно опаздывающий на работу человек, то вам, в принципе, ничего не даст эта разница в 2 километра в час. Однако, если сравнивать эксплуатационные характеристики шин, то мы имеем в итоге результат, который свидетельствует, что наши шины оказались «быстрее», чем у конкурента.
В конце теста всегда принято ставить оценки, подсчитывать в соответствии с формулами по утвержденным методикам итоговые баллы и расставлять испытуемых «по ранжиру». Но мы этого делать не будем, а лишь отметим высокую положительную экспертную оценку наших шин размера 225/65R17, которую им дали независимые пилоты, проводившие все тестовые заезды.
Михаил ЧЕРНЯВСКИЙ, начальник УИТС.
Фото участников испытания.