В его работе скорость, сопряженная с продуманной осторожностью, – необходимый параметр: опоздание исключено, если на кону чья-то жизнь. Об особенностях вождения по спецправилам, под звуки сирены, в День спасателя мы беседуем со старшим инструктором-водителем ПАСЧ №2 ПАСО №7 на объектах ОАО «Белшина» Виктором КОВАЛЕВЫМ.
Виктор уроженец города Дубровно на юго-востоке Витебской области. После окончания школы и техникума в Климовичах (специальность – «техник-механик») некоторое время жил в Хотимске, работал в инкассаторской службе. Но в 2005 году судьба перестроила маршрут на навигаторе его жизни, сделав конечной точкой Бобруйск.
– В Бобруйске жили мои армейские друзья, они и позвали сюда: приезжай, мол, город большой – возможностей побольше. Ни здешней родни, ни предполагаемого места работы не было – ехали с женой по сути в неизвестность. Сразу после переезда пошел устраиваться на работу в МЧС. Нет, никто из друзей тут не служил – это было мое самостоятельное решение. При этом за приглашение в Бобруйск парням время от времени говорю спасибо: мы до сих пор дружим, часто видимся.
Спасателем Виктор мог стать и раньше: в Хотимске в поисках работы посетил местный райотдел по ЧС. Но вакантных мест не оказалось, поэтому следующие пять лет он трудился в инкассаторской службе.
– Я водитель с большим стажем. Права получил еще в техникуме, армейская служба прошла за баранкой, на первом месте работы тоже водителем был. У меня все категории открыты: и на автомобили, и на трактор... Поэтому и в МЧС пришел на должность водителя. Дело привычное. Хоть, конечно, здесь со своими нюансами.
Основная задача водителя спецтехники при выезде по тревоге – кратчайшим путем доставить личный состав к месту ЧС. Там, если произошел пожар, необходимо обеспечить бесперебойную подачу огнетушащих средств: воды либо пены. Если вода закончилась, заправиться заново из ближайшего гидранта или водоема.
– В этом плане работать на территории «Белшины» мне как водителю проще: здесь везде гидранты. В городе с этим иногда возникают проблемы. Естественно, надо хорошо ориентироваться на территории. Но за время службы все пути-дороги уже хорошо заучил. Да и ехать по «Белшине» проще, чем в городе. Нет, большинство водителей-бобруйчан дисциплинированно уступают дорогу машине, едущей с сиреной и мигалкой на ЧС. Но бывают и исключения, самая распространенная причина – громкая музыка в салоне, заглушающая звук сирены.
Еще одна важная часть работы инструктора-водителя МЧС выполняется перманентно, это контроль за вверенной техникой.
– Все должно быть в полном порядке. Неполадки, выявленные во время работы по ликвидации ЧС, дадут нежелательный сбой ритма. Поэтому при смене караула мы заводим двигатель машины, проверяем работу «звука» и «света», оборудование – помпу, бензопилы, бензорезы...
Профессиональная обязанность каждого спасателя – поддержание хорошей физической формы. Тем более в ПАСО №7 спортивной составляющей традиционно уделяется повышенное внимание. Виктор Ковалев заверил: такие ориентиры ему только в радость.
– Нет, в детстве в спортсекцию не ходил, в нашем городке с этим делом небогато было. Просто природа силушкой не обидела, плюс для себя бегал и на турничке занимался. Собственно, до сих пор совершаю утренние пробежки, хожу в тренажерный зал в части. Наверное, я сам себе неплохой тренер: до сих пор в составе команды нашей части участвую в соревнованиях по бегу и подтягиванию. Три года назад на первенстве БГРОЧС подтянулся 25 раз, вошел в тройку призеров, причем в общем зачете, без деления по возрастам.
Механизмы и активности поглощают и приличную часть свободного времени Виктора.
– Не умею, да и не люблю без дела сидеть. Когда выдаются свободные часы или деньки, нравится повозиться в гараже с инструментами и сварочным аппаратом. Что получается «на выходе»? Мангалы, печи под казан, качели вот для дочки недавно сделал. Она в этом году в первый класс пошла. Строительные работы неплохо освоил, например, люблю крыть крыши металлочерепицей. Все это чисто для удовольствия. Хорошо, когда руки при деле...
Андрей ЧИЖИК
Фото автора