Для выполнения работ по подъему и перемещению грузов используют различные съемные грузозахватные приспособления (СГП) и тару. От их состояния зависит безопасность.
СГП следует подбирать исходя из того, какой именно груз они будут поднимать. Учитывать нужно его вес, поверхность, условия среды...
В ОАО «Белшина» применяются следующие виды съемных грузозахватных приспособлений: стропы (канатные – из стальных канатов; цепные – из круглозвенных цепей; текстильные – из синтетических канатов и лент), траверсы (плоскостные, пространственные), захваты и тара. Каждое из указанных выше приспособлений имеет свои особенности.
Канатные стропы являются одними из наиболее востребованных и используются при подъеме грузов. Они надежны, в них легче вовремя обнаружить неисправность, обладают высокой прочностью и долговечностью, разрушаются не мгновенно, не боятся динамической нагрузки, отличаются невысокой стоимостью и простотой эксплуатации. Но имеются и недостатки при их использовании. Так, можно выделить их относительную жесткость и, как следствие, опасность повреждения деликатного покрытия груза или его загрязнение (в случае использования смазываемых канатов); недостаточную гибкость, а также большой вес стальных канатов (при большом значении грузоподъемности) и подверженность их коррозии.
Цепные стропы имеют множество преимуществ. Они гибкие и особопрочные. Их удобно хранить, ведь они легко складываются, не боятся экстремальных температур и агрессивной рабочей среды, могут использоваться для подъема грузов с острыми кромками, легко ремонтируются и долговечны. Недостатки – их большой вес (в сравнении с другими видами строп), дороговизна и невозможность использования для строповки грузов с деликатными поверхностями.
Текстильные стропы легкие, гибкие, не деформируют груз, компактно складываются, их удобно хранить, они не боятся контакта с большинством кислот, резких перепадов температур, а за счет своей эластичности хорошо выдерживают динамические нагрузки. Текстильные стропы безопасней в эксплуатации, чем канатные, на них не бывает торчащих металлических проволок, которые травмируют руки, портят рукавицы и спецодежду. Они имеют разный цвет в зависимости от выдерживаемой ими нагрузки. Из недостатков стоит выделить то, что текстильные стропы легко повреждаются от порезов, открытого огня, сварочных работ и ультрафиолетового излучения.
Траверсы предназначены для подъема длинномерных и крупногабаритных грузов. Они предохраняют поднимаемые грузы от воздействия сжимающих усилий, которые возникают при использовании стропов.
Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозахватными приспособлениями. Основное их преимущество – сокращение ручного труда. Захваты применяют в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные грузы. В связи с большим разнообразием перемещаемых грузов существует множество различных конструкций захватов.
Решение о возможности использования в работе СГП и тары принимается после их осмотра. К ним предъявляются определенные требования безопасности. Каждое СГП должно быть снабжено клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием заводского номера, грузоподъемности стропа в тоннах и даты испытания (месяц, год). Они должны быть сохранены до конца срока службы СГП.
На таре, за исключением специальной технологической, должны быть указаны ее назначение, номер, собственный вес и наибольший вес груза, для транспортировки которого она предназначена.
В процессе эксплуатации СГП и тара должны периодически осматриваться в следующие сроки: траверсы, клещи, другие захваты и тара – каждый месяц; стропы (за исключением редко используемых) – каждые 10 дней; редко используемые съемные грузозахватные приспособления – перед выдачей их в работу.
Осмотр и выбраковку СГП и тары в структурном подразделении должен производить ответственный специалист, назначенный распорядительным документом и прошедший необходимую подготовку. Чаще всего обязанность по осмотру стропов возлагается на лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами. Осмотр и браковка СГП и тары производится по инструкции, разработанной в структурном подразделении на основании перечня имеющихся СГП и тары, с учетом рекомендаций, указанных в нормативах по эксплуатации, распространяющихся на применяемые СГП и тару, в которой должны быть отражены порядок, методы осмотра, браковочные показатели.
Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления и тара должны изыматься из работы. Результаты осмотра заносятся в журнал учета и периодического осмотра СГП и тары структурного подразделения, форма которого приведена в приложении 15 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением МЧС Республики Беларусь от 22 декабря 2018 года №66.
Помните, использование бракованных или несвоевременно выбракованных съемных грузозахватных приспособлений и тары может привести к несчастному случаю или инциденту на производстве.
Андрей БЕРЕСТЕНЬ, инженер по промышленной безопасности отдела промышленной безопасности УОТ и ПБ.
Фото Маргариты ГАЦКО.