Недавно группа работников ОАО «Белшина» побывала в Китайской Народной Республике, где ознакомилась с работой предприятий, выпускающих оборудование для производства шин. В составе группы был и главный инженер завода СКГШ Олег Владимирович БЫСТРИК. Мы попросили его поделиться впечатлениями о поездке.
– Нашей задачей, – сказал Олег Владимирович, – была подготовка к предстоящему тендеру по закупке вулканизационных прессов 210 дюймов для вулканизации шин посадочного диаметра 57 – 63 дюйма. Заявки представили 4 завода, из которых три китайских и один чешский. Поскольку чехи оборудование подобное тому, что нам требуется, не выпускают, наше внимание привлекли китайские производители. Всего мы посетили около 10 заводов, из которых три – шинные, на них мы могли увидеть, как работают вулканизационные пресса нужного нам типа. Но, по большому счету, нашим требованиям соответствовали лишь два завода. Первый из них небольшой, имеет два производственных корпуса, культура производства невысокая, оборудование старое. Там трудится 170 человек и в их числе 8 конструкторов.
Второе предприятие – современное, европейского уровня, оснащенное высокотехнологичным оборудованием, производящее кроме прессов еще и прессформы, емкостное оборудование, теплообменники и т.д. Там трудится 6000 человек и в их числе 400 (!) конструкторов.
– Понятно, что-то для своего производства вы «подсмотрели». Но давайте поговорим о том, как трудятся китайцы, можно ли и чему у них поучиться?
– Китай ушел вперед, и нам, конечно, есть чему учиться и перенимать. Прежде всего, поражают дороги – ни трещин на них, ни выбоин. Я не первый раз в Китае, был там 5 лет назад, и мне есть с чем сравнивать. Если прежде основным видом транспорта были велосипеды, мопеды и мотоциклы, то теперь легковые машины. Конечно, встречаются и велосипеды, но теперь их в разы меньше. А машины в основном новые и в основном импортные – «Ауди», «БМВ», «Мерседесы», «Хонды», «Тойоты».
О зарплатах нам не говорили, но мы узнали, что на передовом предприятии средняя зарплата высококвалифицированного рабочего от 900 до 1300 долларов, инженер получает раза в два больше. О ценах в магазинах ничего сказать не могу, мы в магазинах не бывали.
Чему нам нужно поучиться у китайцев – это их отношению к труду. Рабочий день в основном 8-часовой и один выходной день. Перерыв 30 – 40 минут. Никаких перекуров, как у нас, мы не видели, «посиделок» в рабочее время нет, все трудятся. Китайцы давно усвоили: чтобы жить хорошо, нужно работать. На одном из заводов, где мы побывали, в цехах нет отопления, на улице тогда было +4°С, в цехе максимум 10, но никто никаких претензий не предъявлял.
Что касается отношения государства к бизнесу, то там малый бизнес всячески поощряется. Если кто-то решает им заниматься, он может рассчитывать на беспроцентные ссуды. И только когда прочно станет на ноги, тогда с него будут брать налоги.
– Похоже, прогнозы о том, что вскоре китайская экономика станет ведущей в мире, имеют шансы сбыться?
– Я думаю, да. И мы должны перенимать у китайцев все лучшее.
Александр МАЗУРЕНКО.