Технопарк «Белшины» пополнил прибор, призванный вывести контроль качества сверхкрупногабаритных шин на новый уровень.
– В настоящий момент инспекция качества готовых изделий при производстве СКГ-шин использует два метода – определение отклонений по внешнему виду и рентгенодефектоскопию, – вводит в курс дела заместитель начальника-начальник отдела проектирования и конструирования шин УПКШ ИТЦ Виктор Гапанович. – Между тем ведущие зарубежные производители с некоторых пор активно применяют для этих целей еще один метод – ультразвуковую дефектоскопию. Он используется для выявления внутренних скрытых дефектов шин, а также поверхностных трещин, главным образом возникающих в «труднодоступных» местах. Использование ультразвукового дефектоскопа позволяет определять в цельнометаллокордных СКГ-шинах толщину резины до металлокордных слоев брекера и каркаса в шинах всех типов, но особенно важна эта опция при контроле качества крупногабаритных и сверхкрупногабаритных шин.
Одним словом, прибор, обладающий способностью «видеть насквозь», априори является дельным помощником и важным советчиком при производстве ЦМК СКГ-шин. Поэтому вопрос о приобретении УЗ-дефектоскопа получил положительный ответ. Поиск подходящего «кандидата» шел долго и тщательно. Специалисты УПКШ ИТЦ проанализировали большое количество предложений от различных производителей. Наконец, оптимальным по выполнению технических задач, которые он призван решать, был признан УЗ-дефектоскоп OmniSkan MX2.
В июле новобранец прибыл на «Белшину», в комплекте с тремя датчиками и необходимым софтом. После проведения пусконаладочных работ, в конце июля, дефектоскопу устроили серьезный экзамен. В ходе проведения исследовательских динамических испытаний цельнометаллокордной СКГ-шины размера 46/90R57 был проведен анализ по сопоставимости результатов показания прибора и фактического расположения нитей металлокорда в шине. Результат, как резюмировал Виктор Гапанович, оправдал все ожидания.
Сейчас специалисты УПКШ оттачивают методы работы с «новобранцем». Инженеры-исследователи ОРИМШ Кирилл Гудей и Дмитрий Гайшун «просвечивают» находящиеся на складе готовой продукции ЗСКГШ шины 46/90R57. Сам дефектоскоп переносной – портативный, размером не более средней дамской сумочки. На тестируемую деталь шины наносится специальный гель для лучшей проходимости УЗ-волны, затем к «зоне контроля» прикладывается датчик. Словом, процедура очень напоминает ту, которую проходила каждая женщина, готовившаяся стать мамой.
Второй этап – анализ собранных таким образом данных. Совокупный массив информации, полученной по его итогам, станет весомым подспорьем для работников, занятых на всех этапах производства шин.
Андрей ЧИЖИК
Фото автора