В физике есть понятие – старение металла, то есть – износ. Как это ни досадно, но любая машина, агрегат, станок когда-нибудь потребуют ремонта. И с того момента у их хозяев начинаются хлопоты. Кто-то станок (машину) отправит в металлолом, а кто-то приступит к ремонту, купит и заменит износившийся узел.
Если говорить об оборудовании шинного производства, то покупка новых узлов не всегда выгодна, к тому же это требует определенного времени. Поэтому у нас давно отработан механизм ремонта износившихся частей. Занимается этим цех изготовления оборудования механического завода, оснащенный самыми разнообразными станками, и два цеха ремонтного производства – комплексных ремонтов и механический.
Если на каком-либо из шинных заводов приходит в негодность станок, работники механического завода разбирают его, устанавливают причины поломки и решают, чем заменить пришедший в негодность узел или деталь. Чаще всего в цехах мехзавода изготавливают его аналог.
Мы побывали в механическом цехе ремонтного производства. Его начальник Олег Михайлович Сидоренко долго водил нас по подразделению, показывал станки и объяснял, какие работы на них выполняются. Только металлообрабатывающих станков разного назначения порядка 60: токарные, фрезерные, сверлильные, токарно-винторезные станки, гильотины и другие, они способны сделать если не все, то очень многое, плюс кузнечно-прессовое и сварочное оборудование. В цехе изготавливают огромные шестерни диаметром почти в два метра с прямым и косым «зубом» для каландров, многометровые валки для резиносмесителей, на специальном станке навивают пружины для сборочных станков, в деталях высверливают отверстия длиной до полутора метров; здесь имеется участок термической обработки с тремя печами для закалки различных деталей и многое-многое другое оборудование.
Но, конечно, впечатлили станки-гиганты. Например, токарно-карусельный станок позволяет обрабатывать детали до четырех метров в диаметре и до двух метров высотой. Вес такой заготовки может составлять 9 – 12 тонн. Другой гигант, токарно-винторезный станок, способен обрабатывать металлические заготовки до восьми метров длиной, диаметром 1700 миллиметров и весом 9 и более тонн.
Металл для изготовления узлов покупают на Жлобинском металлургическом заводе, а также в России и на Украине. Но нередко используют собственный металлический утиль. Например, разобрали 100-тонный пресс на заводе СКГШ, что-то сдали в металлолом, а многотонные стойки его использовали для изготовления запчастей. На механическом заводе есть свои плавильные печи, где по предварительному заказу могут отлить заготовку до тонны весом.
Александр МАЗУРЕНКО.
Фото Игоря ДРАПЕЗЫ.