Несмотря на то, что уже прошло три недели с момента принятия Президентом Беларуси Александром Лукашенко 11 апреля Указа № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», которым предусматривается поэтапное повышение с 1 января 2017 года общеустановленного пенсионного возраста, у некоторых шинников еще остаются невыясненными некоторые вопросы, на которые мы попытаемся ответить.
Повышение пенсионного возраста будет осуществляться постепенно, с 1 января каждого года – на шесть месяцев, одновременно для обоих полов, с сохранением действующей пятилетней разницы в пенсионных возрастах у мужчин и женщин. Повышение пенсионного возраста предусмотрено для всех категорий граждан для обеспечения одинакового, равного подхода. Одновременно с повышением общеустановленного пенсионного возраста до достижения мужчинами 63, женщинами 58 лет, предусматривается повышение пенсионных возрастов для назначения льготных (досрочных) трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Пенсионный возраст, дающий право на эти виды пенсий и ежемесячное денежное содержание, повышается ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как поясняет заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков, на практике ежегодный полугодовой шаг означает, что женщины, родившиеся с 1 января по 30 июня 1962 года, и мужчины, родившиеся с 1 января по 30 июня 1957 года, смогут реализовать свое право на пенсию с июля по декабрь 2017 года – они уйдут на пенсию в 55 лет 6 месяцев и 60 лет 6 месяцев соответственно. Их ровесники, чей день рождения выпадает на второе полугодие 1962 и 1957 года, выйдут на пенсию уже во второй половине 2018 года – в 56/61 год.
Женщины, родившиеся в первом полугодии 1963 года, и мужчины, родившиеся в первом полугодии 1958 года, смогут выйти на пенсию во втором полугодии 2019 года – в возрасте 56 лет 6 месяцев и 61 года 6 месяцев. Те, кто родился во втором полугодии 1963 и 1958 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2020 года – в 57/62 года.
Женщины, которые родились в первом полугодии 1964 года, и мужчины, которые родились в первом полугодии 1959 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2021 года – в 57 лет 6 месяцев и 62 года 6 месяцев. А родившиеся во втором полугодии 1964 и 1959, выйдут на пенсию во втором полугодии 2022 года – в 58/63 года.
При этом следует обратить внимание, что возраст выхода на пенсию будет зависеть не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии. Так, если женщина, родившаяся во втором полугодии 1962 года (например, в декабре), обратится за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2018 года), а позднее, скажем, в феврале 2019 года, то право на пенсию ей может быть предоставлено не ранее достижения пенсионного возраста, установленного для женщин в 2019 году (56 лет 6 месяцев), то есть не ранее июня 2019 года.
Кстати, по мере повышения пенсионного возраста будет соответственно увеличиваться и предпенсионный возраст.
Повышение пенсионного возраста не приведет к росту напряженности на рынке труда. По статистике в первый год после назначения пенсии продолжает трудиться почти 68% женщин и более половины мужчин. Через пять лет работают 40% женщин и 30% мужчин. В нашем городе продолжает работать 17348 пенсионеров, в том числе 337 человек в возрасте старше 70 лет.
Учитывался и выход выпускников на рынок труда: от 95,8 тыс. человек в 2017 году до 78,3 тыс. человек в 2020. Кроме того, планируется ежегодно создавать 50 тыс. рабочих мест за счет новых предприятий и производств. Все это сохранить возможность занятости для молодежи и старшего поколения.
Сохраняются и действующие пенсионные льготы по раннему выходу на пенсию социально уязвимых граждан, за работу в неблагоприятных условиях труда, а также госслужащим и военнослужащим. При этом пенсионный возраст для льготных (досрочных) пенсий увеличивается соразмерно повышению общеустановленного пенсионного возраста. Тем самым обеспечен одинаковый, равный подход ко всем категориям.
Проведение пенсионной реформы нельзя было больше откладывать. Так, за последний год численность жителей Беларуси, достигших возраста 55/60 лет, увеличилась более чем на 40 тыс. Сейчас насчитывается 2 млн. 354 тыс. таких пенсионеров (из них 303 тыс. в Могилевской области и 56934 в Бобруйске). Если бы не было принято решение о повышении пенсионного возраста, то в 2018 году их численность увеличилась бы до 2 млн. 445 тыс., а это плюс 90 тыс. человек. И если, например, в Могилевской области в 2011 году на 100 работающих приходилось 58 пенсионеров, то в 2016 году это соотношение составляет 100 к 65. В Бобруйске на 100 работающих в 2011 году было 53 пенсионера, а в 2016 уже 62.
Дополнительно на выплату пенсий нужно было бы изыскать в 2018 году еще порядка 3,5% от сегодняшних расходов на пенсионное обеспечение, в 2019 – 5,2%, в 2020 – 6,9%, а в 2030 – почти 20%.
На «Белшине» работает более тысячи человек, достигших пенсионного возраста. Конечно, многие из них хотели бы работать и дальше, принося пользу родному предприятию. Руководство «Белшины» также волнует этот вопрос, на который, похоже, найден оптимальный ответ. Так, на недавней встрече генерального директора А.В.Яковлева и руководства ОАО «Белшина» с коллективом мехзавода на этот вопрос детально ответила заместитель гендиректора по идеологической работе, управлению персоналом и социальным вопросам О.И. Приходько:
– Этот вопрос в руководстве был обсужден и определен механизм работы с данной категорией шинников. По ходатайству руководителя допускается продление контрактов женщинам до 58 лет, а мужчинам до 63. Контракты будут продлеваться ежегодно сроком на один год. В случаях, когда женщина достигла 58 лет, а мужчина 63, мы будем подходить к решению вопроса о продлении контракта очень взвешенно. Должно быть ходатайство руководителя, определены закрепленные за работником ученики. А пенсионер должен выступать наставником и готовить себе замену.
По материалам информагентств подготовил Вацлав КОСМИЧ.