Когда-то кузницы были на каждом предприятии, в каждом селе. Об этом говорят названия деревень, которые часто встречаются в Беларуси – Рудня, Ковали, и фамилии – Коваль, Ковалев, Кузнецов и т.д. Людям требовалось то засов сделать для дома, то кочергу, то коня подковать, плуг отремонтировать…
Сейчас кузниц и кузнецов раз-два и обчелся. Порой даже думается, что это исчезающая профессия, какими в прошлом были трубочисты, кучера, фонарщики. Причина в том, что автоматика и новые технологии позволяют выполнять многие виды работ без участия человека.
И, тем не менее, на нашем предприятии есть даже две кузницы, обе в структуре механического завода, одна в литейном цехе, другая – на ремонтном производстве. В прежние годы и штат кузнецов был «гуще». Однако один из двух кузнецов литейного цеха недавно ушел в армию, и остался Сергей Медведев.
Секретам мастерства он сначала учился в могилевском профтехучилище №33 (сейчас колледж), единственном учебном заведении в республике, где учат этой необычной и редкой профессии, а затем у заводских умельцев.
На одного человека просторная кузница кажется даже большой: здесь два горна, две солярные печи, три механических молота, масса вспомогательного инструмента. Горны работают на угле (коксе), его за валюту покупают в России или в Украине. Он в соединении с кислородом дает высокую температуру, способен накалить металл добела, после чего его проще гнуть или ковать, делать любую деталь, необходимую в производстве, – различные ручки, тяги, флянцы и т.д. Один из важных заказов кузнецов, который сейчас украшает территорию нашего санатория, – красивая ажурная ограда.
Я всегда считал, что кузнец, как и гончар, стеклодув, профессия творческая. Нет ли желания сделать что-то необычное, вроде произведения кузнечного искусства? Такой вопрос я задал Сергею Медведеву.
– Есть, – ответил он, – но нет времени, да и не положено в рабочее время заниматься чем-то другим.
Несколько скромнее кузница в цехе комплексных ремонтов – один горн, один пресс. Кузнец, Дмитрий Бобков работает 10 лет. Изначально профессии учился здесь же, набираясь опыта от старших товарищей. И в ЦКР, как и в литейном цехе, без кузницы и кузнеца не обойтись.
Дмитрия, как и его коллегу, привлекает художественная сторона профессии. Желание кузнеца заниматься творческой работой понятно, но такое бывает редко. Вскоре после нашего знакомства Дмитрий едва не получил заказ на действительно творческую работу – изготовление пирамиды для велосипедов, где все детали, как предполагалось, были бы ажурными. Однако заказ отложили на неопределенное время. Но кузнец уверен, что именно за такими ажурными конструкциями будущее, потому что они все чаще появляются на улицах городов и становятся великолепным дополнением к городскому интерьеру. Что поделать, людям надоедает примитив. Кто знает, может, с годами и наши повелители горнов станут работать не только на нужды производства, сколько на «красоту»… Честное слово, очень хочется, чтобы эта удивительная, созидательная профессия и дальше жила на Земле.
Александр МАЗУРЕНКО.
Фото Игоря ДРАПЕЗЫ.