По одну сторону баррикад | Официальный сайт газеты "Шинник"
22:22
01.07.2025

официальный сайт
www.shinnik.by
Четверг, 21 Апрель 2016
По одну сторону баррикад


Когда-то в Советском Союзе было два НИИ, занимавшихся разработкой шин, но после развала СССР Днепропетровский институт закрылся, а московский снизил объемы и с нашим предприятием не сотрудничал. А поскольку без научных разработок шины производиться не могут, белорусским шинникам пришлось самостоятельно вести такие работы. В последние годы к этой деятельности начали привлекать научные кадры, в том числе и Белорусского государственного технологического университета, с которым у «Белшины» давние творческие связи.
Ученые из БГТУ частые гости на нашем предприятии, с университетом у нас заключены договоры на различные исследования. Очередным этапом творческого содружества стал научно-технический семинар, прошедший 8 апреля на базе «Белшины.
В конференц-зале предприятия за одним столом собрались руководители «Белшины» – генеральный директор А.В.Яковлев, его первый заместитель-главный инженер С.Н.Каюшников, заместители гендиректора О.И.Приходько, О.А.Куракин, и.о.начальника ИТЦ-главного конструктора по шинам А.М.Кузякин, главный технолог-начальник технического управления В.Н. Кляченков, начальник центральной заводской лаборатории П.В.Васильев, а со стороны университета – ректор БГТУ И.В.Войтов, проректор по научной работе О.Б.Дормешкин, профессоры И.М.Жарский и М.И.Кузьменков, заведующие кафедрами Н.В.­Черная, А.В.Касперович, доцент П.К.Липлянин.
Вместе производственники и ученые обсуждали темы научных исследований и инновационных разработок ученых БГТУ в области шинной и резинотехнической промышленности и перспективы их совместного внедрения в ОАО «Белшина».
Каждая из сторон высказывала свою точку зрения: ученые предлагали новые технологии, рассказывали о результатах своих исследований, а специалисты «Белшины» отмечали, что их в этих разработках не устраивает. Словом, это был разговор соратников и партнеров, которые, если говорить образно, были по одну сторону баррикад в «битве» за новые технологии, рынки сбыта и потребителей продукции «Белшины».
Генеральный директор предприятия А.В.Яковлев, открывая семинар, рассказал о положении дел на «Белшине» и выразил надежду, что обсуждаемые темы дадут дополнительный толчок для развития взаимовыгодного сотрудничества. «Мы выживаем в непростых условиях, тем не менее, у нас нет задолженности ни по зарплате, ни перед банками. Есть большая финансовая нагрузка, но мы с ней справляемся. Я уверен, – сказал Алексей Владимирович, – что мы этот сложный период переживем и выйдем из него с высоко поднятой головой».
Говоря об инвестиционных проектах, Алексей Владимирович подчеркнул, что сейчас такой проект реализуется на заводе сверхкрупногабаритных шин, и выполнение запланированных мероприятий идет в графике. Сегодня это самый перспективный проект, рассчитанный на формирование значительной части прибыли предприятия, и на «Белшине» только приветствовали бы участие ученых БГТУ в решении проблем завода СКГШ.
Ректор БГТУ И.В.Войтов в свою очередь поблагодарил руководство комбината за предоставляемую ученым возможность бывать на производстве, где в последние годы появилось много нового оборудования и технологий, чтобы их изучать и наблюдать новые подходы в решении различных проблем, а также за возможность провести научно-практический семинар. «Белшина» послужила стимулом для развития научной работы в университете. «За последние два года мы выполнили разработку трех хоздоговорных тем на 400 млн. рублей, и продолжаем сотрудничество».
Предприятие и университет совместно открыли на «Белшине» филиал кафедры технологии нефтехимического синтеза и переработки полимерных материалов, создали в стенах БГТУ и оснастили оборудованием учебную лабораторию шинной промышленности, начали в вузе подготовку специалистов в области конструирования и моделирования шин, формообразующей оснастки. В следующем году состоится первый выпуск конструкторов, которые придут работать на «Белшину».

И.В.Войтов отметил, что главой государства перед наукой поставлены ответственные задачи – внедрение нанотехнологий, систем автоматического контроля, автоматизации и т.д. Ректор сказал, что, выполняя заказ «Белшины», ученые БГТУ работают над решением задач импортозамещения и ими уже подготовлены некоторые перспективные разработки, которые могут использоваться на предприятии.
Заместитель генерального директора по качеству О.А.Ку­ракин немало внимания уделил на совещании созданию и работе лаборатории шинной промышленности. Наше предприятие перечислило на ее развитие для закупки необходимого оборудования 1 млрд. рублей. Эта лаборатория предназначена помочь шинникам в решении актуальных проблем отечественной шинной промышленности, повышения качества шин до импортных аналогов, повышения износо- и порезоустойчивости протекторов шин для карьерной техники, разработки рецептур резиновых смесей для деталей ЦМК шин различного назначения, повышения усталостных свойств резины боковин сельхозшин и т.д. В настоящее время по данным направлениям реализуется договор по разработке рецептур резиновых смесей. Как сказал О.А.Куракин, те шины, которые сделаны с учетом рекомендаций ученых, имеют более 180 часов наработки, и они будут работать дальше.
В 2015 году между «Белшиной» и БГТУ заключены договоры на серию научных исследований. Кафедрой экономики БГТУ разработан бизнес-план по комплексной экономической оценке строительства и использования полигона испытаний шин на Минской машиноиспытательной станции и разработке стратегии его развития. Вместе с тем, О.А.Куракин отметил, что «Белшина» внедрила новые виды стендовых испытаний шин, которые до этого никто в СНГ не проводил. Прежде шины на испытательных стендах «катились» по гладкому или негладкому барабану, то есть испытывались в условиях, каких нет при реальной эксплуатации. Сейчас у нас эти испытания максимально приближены к условиям естественной эксплуатации шин.

В области сверхкрупногабаритных ЦМК шин мы выступаем в роли догоняющих, хотя, как подчеркнул О.А.Куракин, это слово не совсем корректно. Из тысяч шинных фирм в мире лишь три и «Белшина», которые успешно выпускают и реализуют сверхкрупногабаритные шины.
Завкафедрой технологии неф­техимического синтеза и переработки полимерных материалов А.В.Касперович продолжил разговор о лаборатории шинной промышленности. Ее штат всего 3 человека, но вклад в развитие шинных технологий – значителен, объем работ на 2016 год – 456,1 млн. рублей. «В плане технологического оборудования мы капитально обновились, новые аппараты позволяют вести более качественные лабораторные исследования резин и деталей шин. По заказу «Белшины» уже выполнен один проект, по двум ведутся работы».
Свои слова сотрудники БГТУ сопровождали диаграммами и таблицами на экранах мониторов.
Затем производственники и ученые начали обсуждение проблем применения нанотехнологий при производстве шин, повышения качества цельнометаллокордных сверхкрупногабаритных и сельскохозяйственных шин, развития кричевского производства резиновых изделий, финансирования научных исследований и т.д.

Ученые представили шинникам новые отечественные материалы, способные заменить импортные, которые они рекомендуют использовать при производстве резиновых смесей, а также образец изготовленного ими из отходов диафрагм нового материала, который можно производить в Кричеве и использовать для изготовления уплотнительных деталей различных узлов, а также при устройстве кровель. Обсуждался вопрос изменения технологии производства шин для повышения их ходимости и иных параметров.
Почти по каждому обсуждаемому вопросу возникали дискуссии, обсуждались факты, конкретные результаты и итоги, то есть, ничего не принималось просто на веру. Многие из поднимаемых вопросов занесены в протокол как перспективные для исследований и развития сотрудничества. Ни одна из сторон не выразила ни малейшего сомнения в том, что такие встречи и в целом сотрудничество производства и университета полезно для обеих сторон, а потому было решено, сделать подобные научно-практические семинары регулярными.
Александр МАЗУРЕНКО.
Фото Игоря ДРАПЕЗЫ.

Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком Единый день информирования населения (ЕДИ) Пятилетка качества День победы
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ...
Интересно знать: кометы
Интересно знать: кометы

Кометы появились вместе с возникновением Солнечной системы четыре с половиной миллиарда лет назад.

Все наблюдаемые в Солнечной системе кометы обращаются вокруг Солнца по очень вытянутым орбитам.

У комет обычно два хвоста. Первый, пылевой, второй состоит из газов.

Хвост кометы может простираться очень далеко. Например, у кометы Хиякутаке длина хвоста составляла около 580 миллионов километров.

Как и астероиды, кометы движутся со скоростью 20 километров в секунду.

Чем дальше от Солнца, тем больше комета представляет собой обыкновенную каменную глыбу.

Центральная часть кометы представлена каменным ядром. Оно составляет до 90 процентов ее массы.

Существует множество комет. Самая маленькая из них имеет ядро диаметром шестнадцать километров, самая крупная – сорок.

В настоящее время обнаружено около четырех тысяч комет, но в окружающем нашу систему за Поясом Койпера в Облаке Оорта их может находиться около триллиона.

До сих пор точно неизвестно, откуда берутся кометы. Одна из самых популярных теорий гласит, что кометы образовались из остатков вещества во времена формирования Солнечной системы.

Пыль и другие частицы, выделяемые кометой при нагревании, оседают на ее орбиту. Если Земля (или другая планета) в этот момент пересекает орбиту кометы, то эти частицы падают на планету в качестве метеоритного дождя.

В начале XX века в небе можно было невооруженным взглядом наблюдать яркий хвост кометы Галлея.

Первое упоминание о комете Галлея зафиксировано в 240 году до нашей эры в китайских хрониках.

Комета Галлея периодически посещает Солнечную систему. Она заходит в пределы Солнечной системы каждые 76 лет.

Юпитер для Земли играет роль своеобразного щита – его мощная гравитация притягивает кометы и астероиды, некоторые из которых в результате попадают в его атмосферу и сгорают.

Все кометы различаются по цвету. Чем моложе комета, тем больше льда содержится в ее ядре. Поэтому новые кометы отличаются голубоватым оттенком.

Как только комета начинает совершать циклы вокруг Солнца, льда в ядре становится все меньше и меньше, и комета желтеет.

По материалам Общенет


© «Шинник», 2015
Использование материалов разрешено только с размещением активной ссылки на наш сайт.

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО