Передавая опыт, создавая будущее | Официальный сайт газеты "Шинник"
18:55
04.07.2025

официальный сайт
www.shinnik.by
Среда, 5 Октябрь 2016
Передавая опыт, создавая будущее

В первое воскресенье октября мы отметим День учителя. Цветы, подарки, поздравления – педагоги в этот день в центре внимания. Но специалисты, обладающие большим опытом работы в профессии и знаниями, также становятся учителями, поскольку тот же наставник рабочей профессии, по сути, это учитель, и поэтому ветераны «Белшины» могут тоже отмечать грядущий праздник.
Касается это и начальника отдела расчетных исследований механики шин УПКШ Александра Васильевича ХОТЬКО, высококвалифицированного специалиста с без малого 20-летним опытом работы на предприятии. Он не только обучает молодых коллег, но и читает лекции для студентов технологического университета.

– Мы проводим расчетные исследования, обратный инженерный анализ и по результатам этой работы принимается решение по профилю шины, геометрии, распределению материалов и по пресс-форме. Мы выдаем чертеж, по которому отдел компьютерного моделирования создает электронную трехмерную модель, разрабатывает комплект документации на пресс-форму для ее изготовления. Затем изготавливается и испытывается опытная партия шин, вносятся корректировки. И на каждом из этапов мы проводим обратный инженерный анализ.
– А сколько проходит времени от проектирования шины до ее реального испытания?
– Полтора месяца уходит на разработку основного комплекта конструкторской документации на шину и столько же на пресс-форму. По плану на проектирование профиля шины дается месяц.
– Давайте поговорим о вашей педагогической деятельности.
– Практику проходят студенты не только под моим руководством, но и моих коллег. В БГТУ созданы группы по подготовке специалистов по специальности «проектирование и конструирование шин». Когда студенты приезжают к нам на практику, мы с коллегами читаем им лекции по теории и, конечно, проводим практические занятия, показываем, как работать в специализированных программах, в которых можно виртуально проверить параметры шины при нагрузках. Кстати, расчеты виртуальных исследований практически со стопроцентной точностью подтверждаются затем на испытаниях реальной шины, что говорит о высокой эффективности виртуального моделирования.
– Сколько надо времени, чтобы из выпускника вуза получился настоящий конструктор?
– Работа у нас весьма сложная, необходимы знания по многим инженерным дисциплинам, таким, например, как сопротивление материалов, теория упругости, теория оболочек, материаловедение и многим другим. Надо знать и английский язык, необходимый для работы в определенных программах. А чтобы все это еще научиться применять самостоятельно и зачастую нестандартно, не по алгоритму, для этого необходимо не менее двух лет упорной работы.
– Ровно столько, сколько длится обязательная отработка после вуза, а потом...
– А потом кто-то уходит, кто-то остается. Будем откровенны, специалисты с таким уровнем знаний могут претендовать на более высокую зарплату. Но посмотрите, в нашем отделе очень много молодежи– эти ребята в недавнем прошлом наши студенты-практиканты, а теперь полноценные квалифицированные специалисты. Есть ребята из БГУ с кафедр «физики» и «прикладной математики».
– А как бы вы оценили уровень тех знаний, которые получили сами, будучи студентом, и уровень подготовки нынешних выпускников вузов?
– Практика, практика и еще раз практика – вот что нужно для подготовки хорошего специалиста. У нас такая работа, когда нужно принимать решения, а этому не всегда могут научить в теории. Мне повезло учиться в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете в группе академика и нобелевского лауреата Жореса Ивановича Алферова по специальности «инженер-физик-оптик» на кафедре «оптических и оптоволоконных систем». Это была очень сильная школа подготовки инженерных кадров. Мне удалось приобрести глубокие знания, за что благодарен своей альма-матер. Все, чему учили, пригодилось, несмотря на то, что работаю не в сфере оптики. Законы математики едины для всех сфер, в том числе и при расчетах шин.
Сейчас наши вузы прилагают большие усилия, чтобы поднять уровень подготовки. И зачастую успешно с этим справляются. Но, считаю, что снизился общий уровень обучения в средней школе, что весьма непросто компенсировать.
Аванес СТЕПАНЯН.
Фото автора.

Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком Единый день информирования населения (ЕДИ) Пятилетка качества День победы
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ...
Интересно знать: кометы
Интересно знать: кометы

Кометы появились вместе с возникновением Солнечной системы четыре с половиной миллиарда лет назад.

Все наблюдаемые в Солнечной системе кометы обращаются вокруг Солнца по очень вытянутым орбитам.

У комет обычно два хвоста. Первый, пылевой, второй состоит из газов.

Хвост кометы может простираться очень далеко. Например, у кометы Хиякутаке длина хвоста составляла около 580 миллионов километров.

Как и астероиды, кометы движутся со скоростью 20 километров в секунду.

Чем дальше от Солнца, тем больше комета представляет собой обыкновенную каменную глыбу.

Центральная часть кометы представлена каменным ядром. Оно составляет до 90 процентов ее массы.

Существует множество комет. Самая маленькая из них имеет ядро диаметром шестнадцать километров, самая крупная – сорок.

В настоящее время обнаружено около четырех тысяч комет, но в окружающем нашу систему за Поясом Койпера в Облаке Оорта их может находиться около триллиона.

До сих пор точно неизвестно, откуда берутся кометы. Одна из самых популярных теорий гласит, что кометы образовались из остатков вещества во времена формирования Солнечной системы.

Пыль и другие частицы, выделяемые кометой при нагревании, оседают на ее орбиту. Если Земля (или другая планета) в этот момент пересекает орбиту кометы, то эти частицы падают на планету в качестве метеоритного дождя.

В начале XX века в небе можно было невооруженным взглядом наблюдать яркий хвост кометы Галлея.

Первое упоминание о комете Галлея зафиксировано в 240 году до нашей эры в китайских хрониках.

Комета Галлея периодически посещает Солнечную систему. Она заходит в пределы Солнечной системы каждые 76 лет.

Юпитер для Земли играет роль своеобразного щита – его мощная гравитация притягивает кометы и астероиды, некоторые из которых в результате попадают в его атмосферу и сгорают.

Все кометы различаются по цвету. Чем моложе комета, тем больше льда содержится в ее ядре. Поэтому новые кометы отличаются голубоватым оттенком.

Как только комета начинает совершать циклы вокруг Солнца, льда в ядре становится все меньше и меньше, и комета желтеет.

По материалам Общенет


© «Шинник», 2015
Использование материалов разрешено только с размещением активной ссылки на наш сайт.

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО