Олег Капитонов: прощайте, афганские горы… | Официальный сайт газеты "Шинник"
02:13
17.09.2025

официальный сайт
www.shinnik.by
Среда, 14 Февраль 2024
Олег Капитонов: прощайте, афганские горы…

Водитель автомашины УТП «БелшинаТранс» Олег КАПИТОНОВ рассказал о самых трудных дорогах, которые ему довелось преодолеть, тех, что пролегали через скалистые горы и узкие долины, пустыни и перевалы.


В Советскую Армию Олега призвали в ноябре 1987 года. Молодому человеку, окончившему училище по специальности «автослесарь» и имеющему небольшой стаж работы водителем, было предписано продолжить работу за баранкой, только уже в форме. Что означает отметка «команда 20А», проставленная в воен­ном билете, новобранцы, разу­меется, не знали (литера А определяла местом службы пылающий Афганистан).

Но тогда в поезде, который отправился из белорусского города Борисов в дальний путь, парням никто не сообщил конечную точку маршрута.

– Сопровождающие поначалу говорили кратко: «Будете служить за границей». Некоторые предполагали, что поедем в ГДР. Лишь через пару дней, определив по названию станций, что поезд идет в Среднюю Азию, к южным границам СССР, догадались… Трое, помню, где-то в степях спрыгнули с поезда.

Полгода Олег Капитонов проходил подготовку в учебном центре в городе Иолотань, близился уже день отправки в Афганистан, но неожиданно пришел приказ о расформировании центра. Олег и его сослуживцы подумали было: к счастью, не судьба им отправиться на войну. Но оказалось, это был не финал, а лишь начало афганской эпопеи.

Три месяца он прослужил в Украине, в Житомире. Там его и застал новый приказ: бойцам, прошедшим подготовку в учебных центрах, прибыть обратно в Туркмению. Следующей точкой на карте этого большого вояжа был город Шинданд на западе Афганистана.

Службу Олег проходил в автомобильном батальоне. Кабул, Кандагар, Герат – ему довелось воочию изучить топонимику опаленной войной страны, преодолеть многие тысячи километров дорог, не раз побывать под огнем. И знать: близится уже день, когда будет дана команда «Домой».

– Еще осенью 1988-го все наши солдаты уже уверенно говорили: скоро все завершится. Но когда точно настанет тот самый день, было неизвестно. Наша часть и вовсе покинула Афганистан одной из последних. Тех ребят, кто не был закреплен за техникой, отправили в Союз чуть раньше, самолетами. Остальные следовали к границе своим ходом, в составе колонн.

10 февраля мы перебрались из Шинданда в Герат. Ехали не в тишине – по нашим колоннам то и дело постреливали. Чтобы обеспечить безо­пасность, на обочине дорог через каждые полкилометра стояли танки или артиллерия. Когда ехали через перевал, из кишлака в полукилометре от дороги по колонне был открыт огонь. Ответный залп его быстро подавил: пыль осела и будто бы не было тут минуту назад кишлака...

Утром 11 февраля в Герате перед нами выступил командир части. Выступление исключительно по делу: приказ всем сдать боеприпасы и в целом вещи, запрещенные к ввозу в СССР. Вот и все прощание…

Из Афганистана часть выдвинулась в Кушку, самую южную точку СССР. Здесь Олег Капитонов завершил свою службу.

– Кушка еще ничего. Некоторых наших ребят на Север отправили, мы еще шутили над ними: отличная, мол, у вас выходит акклиматизация.

Вернувшись домой в Бобруйск, Олег долгое время служил в УВД Бобруйского горисполкома, после выхода на пенсию в 2012 году устроился на работу в «БелшинаТранс». Жизнь за рулем продолжается: мирная, спокойная жизнь.

Но дважды в год, 15 февраля и 25 декабря, он надевает заслуженные награды – медали «За боевые заслуги», «От благодарного афганского народа», «10 лет Саурской революции», знак «Воину-интернационалисту», приходит к памятнику воинам-интернационалистам, общается с бобруйскими «афганцами», вместе с ними вспоминает минувшие дни и тех, кто исполнил свой воинский долг до конца…

Андрей ЧИЖИК
Фото предоставил герой материала

Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком Единый день информирования населения (ЕДИ) Пятилетка качества День победы
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ...
Интересно знать: шоколад
Интересно знать: шоколад

Шоколад использовался в качестве денег во времена майя. В ход шли и фальшивые «деньги»: поддельные бобы лепились из глины.

В плитке шоколада содержится не меньше 50 мг кофеина. В чашке эспрессо столько же.

Дерево, на котором растут какао-бобы имеет научное название – «Еда богов».

Впервые какао было приготовлено на Ямайке в 1700 году.

Всеобщую известность приобрели три разновидности шоколада: темный, молочный и белый. Но есть еще один – белокурый. Он содержит 32% какао.

Насчитывается более 600 ароматов шоколада.

Годового урожая какао-бобов, собранного с одного дерева, хватит только на 10 шоколадных батончиков.

Производство шоколада – один из самых успешных проектов в мире. Известно, что оборот шоколадной промышленности составляет более 75 млрд долларов.

Самая дорогая шоколадка стоила 687 долларов. Шоколадный батончик Кэдбери был продан за огромную сумму, насчитывая на тот момент возраст более 100 лет.

Аромат шоколада положительно влияет на увеличение продаж. Журнал по изучению психологии установил связь между интенсивным запахом шоколада и ростом продаж в магазинах.

Несмотря на то, что какао впервые использовали в Центральной и Южной Америке более 4000 лет назад, почти 70% мирового какао-сырья произрастает сейчас в Африке. Кот-д’Ивуар является одним из крупнейших производителей какао, обеспечивая около 40% мировых поставок.

Время произрастания какао-деревьев может достигать 200 лет, но период плодоношения составляет всего лишь 25 лет.

Практические все какао-деревья находятся в пределах 20 градусов от экватора, причем 75% растут на расстоянии в 8 градусов с обеих сторон.

Шоколадное производство превратилось в такую гигантскую отрасль, что от 40 до 50 миллионов людей по всему миру заняты выращиванием и получением какао.

Люди, находящиеся в состоянии стресса потребляют на 55% больше шоколада, чем их не депрессивные знакомые.

Исследователи не обнаружили никакой связи между прыщиками и шоколадом.

Исследования показывают, что темный шоколад улучшает память, остроту внимания, скорость реакции и умение решать проблемы, за счет увеличения притока крови к мозгу.

Первое шоколадное печенье было изобретено в 1937 году.

В 2002 году была изготовлена самая большая коробка шоколада. В ней находилось более 90 тысяч конфет.

Первая механическая машина по производству шоколада была изготовлена в 1870 году.

Примерно 40% миндаля, произведенного в мире, идет на добавки для шоколадных изделий.

По материалам: candystor.ru


© «Шинник», 2015
Использование материалов разрешено только с размещением активной ссылки на наш сайт.

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО