Олег Капитонов: прощайте, афганские горы… | Официальный сайт газеты "Шинник"
00:54
05.05.2025

официальный сайт
www.shinnik.by
Среда, 14 Февраль 2024
Олег Капитонов: прощайте, афганские горы…

Водитель автомашины УТП «БелшинаТранс» Олег КАПИТОНОВ рассказал о самых трудных дорогах, которые ему довелось преодолеть, тех, что пролегали через скалистые горы и узкие долины, пустыни и перевалы.


В Советскую Армию Олега призвали в ноябре 1987 года. Молодому человеку, окончившему училище по специальности «автослесарь» и имеющему небольшой стаж работы водителем, было предписано продолжить работу за баранкой, только уже в форме. Что означает отметка «команда 20А», проставленная в воен­ном билете, новобранцы, разу­меется, не знали (литера А определяла местом службы пылающий Афганистан).

Но тогда в поезде, который отправился из белорусского города Борисов в дальний путь, парням никто не сообщил конечную точку маршрута.

– Сопровождающие поначалу говорили кратко: «Будете служить за границей». Некоторые предполагали, что поедем в ГДР. Лишь через пару дней, определив по названию станций, что поезд идет в Среднюю Азию, к южным границам СССР, догадались… Трое, помню, где-то в степях спрыгнули с поезда.

Полгода Олег Капитонов проходил подготовку в учебном центре в городе Иолотань, близился уже день отправки в Афганистан, но неожиданно пришел приказ о расформировании центра. Олег и его сослуживцы подумали было: к счастью, не судьба им отправиться на войну. Но оказалось, это был не финал, а лишь начало афганской эпопеи.

Три месяца он прослужил в Украине, в Житомире. Там его и застал новый приказ: бойцам, прошедшим подготовку в учебных центрах, прибыть обратно в Туркмению. Следующей точкой на карте этого большого вояжа был город Шинданд на западе Афганистана.

Службу Олег проходил в автомобильном батальоне. Кабул, Кандагар, Герат – ему довелось воочию изучить топонимику опаленной войной страны, преодолеть многие тысячи километров дорог, не раз побывать под огнем. И знать: близится уже день, когда будет дана команда «Домой».

– Еще осенью 1988-го все наши солдаты уже уверенно говорили: скоро все завершится. Но когда точно настанет тот самый день, было неизвестно. Наша часть и вовсе покинула Афганистан одной из последних. Тех ребят, кто не был закреплен за техникой, отправили в Союз чуть раньше, самолетами. Остальные следовали к границе своим ходом, в составе колонн.

10 февраля мы перебрались из Шинданда в Герат. Ехали не в тишине – по нашим колоннам то и дело постреливали. Чтобы обеспечить безо­пасность, на обочине дорог через каждые полкилометра стояли танки или артиллерия. Когда ехали через перевал, из кишлака в полукилометре от дороги по колонне был открыт огонь. Ответный залп его быстро подавил: пыль осела и будто бы не было тут минуту назад кишлака...

Утром 11 февраля в Герате перед нами выступил командир части. Выступление исключительно по делу: приказ всем сдать боеприпасы и в целом вещи, запрещенные к ввозу в СССР. Вот и все прощание…

Из Афганистана часть выдвинулась в Кушку, самую южную точку СССР. Здесь Олег Капитонов завершил свою службу.

– Кушка еще ничего. Некоторых наших ребят на Север отправили, мы еще шутили над ними: отличная, мол, у вас выходит акклиматизация.

Вернувшись домой в Бобруйск, Олег долгое время служил в УВД Бобруйского горисполкома, после выхода на пенсию в 2012 году устроился на работу в «БелшинаТранс». Жизнь за рулем продолжается: мирная, спокойная жизнь.

Но дважды в год, 15 февраля и 25 декабря, он надевает заслуженные награды – медали «За боевые заслуги», «От благодарного афганского народа», «10 лет Саурской революции», знак «Воину-интернационалисту», приходит к памятнику воинам-интернационалистам, общается с бобруйскими «афганцами», вместе с ними вспоминает минувшие дни и тех, кто исполнил свой воинский долг до конца…

Андрей ЧИЖИК
Фото предоставил герой материала

Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком Единый день информирования населения (ЕДИ) Пятилетка качества День победы
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ...
Интересно знать: аисты
Интересно знать: аисты

В мире существует 7 видов аистов.

Спят они стоя на одной ноге.

Самые крупные аисты – белые. Размах их крыльев – до 2 метров, рост – 120 см, масса – 4 кг.

Во время сезонных миграций аисты обычно поднимаются на высоту 2000-3000 м, преодолевают расстояние до 8-10 тыс. км.

Аисты пользуются одним и тем же гнездом из поколения в поколение. Возраст самого старого из обследованных – 381 год.

Все аисты – хищники, они питаются лягушками, ящерицами и прочими земноводными и пресмыкающимися.

Самые крупные гнезда – до 160 см в диаметре и массой 250 кг – строят белые аисты.

Яйца эти птицы высиживают по очереди: самец днем, а самка по ночам.

Птенцы аистов начинают делать свои первые робкие попытки к полету, когда им исполняется 50-60 дней.

В христианской мифологии аисты считаются символом света и добра, так как они уничтожают змей, которые символизируют зло.

В полете аисты способны совершать до 120 взмахов крыльев в минуту, развивая горизонтальную скорость до 45 км/ч. Это не очень много, но в таком темпе они могут лететь много часов, не уставая и не снижая скорости.

Средняя продолжительность жизни этих птиц – около 20 лет.

В жаркую погоду аисты обливают своих птенцов водой, чтобы те не перегрелись. Воду они таскают в клюве.

В настоящее время только белым аистам ничего не угрожает, в мире насчитывается около 300 тысяч особей. Все остальные виды находятся под угрозой полного исчезновения.

Ученые ориентируются на аистов в вопросах экологии. Эти птицы очень чувствительны к загрязнению окружающей среды, но, если они кормятся на каком-то водоеме, значит, вода там достаточно чистая.

По материалам faktrus.ru


© «Шинник», 2015
Использование материалов разрешено только с размещением активной ссылки на наш сайт.

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО