Современный грузовой автомобиль невозможно представить без инновационных радиальных цельнометаллокордных шин, производство которых успешно освоено на нашем предприятии. Основные их преимущества – увеличенный срок службы, способность выдерживать высокие нагрузки, снижение сопротивления качению и, как следствие, топливная экономичность автомобиля.
Эти качества достигаются особенностями конструкции шин, в первую очередь каркаса. При разработке и постановке на серийное производство новых типоразмеров обязательным элементом предварительных и приемочных испытаний является определение работоспособности каркаса шины в зоне борта и боковины. Это достигается обкаткой на стенде по методикам, получившим неофициальное название «бортовых» и предусматривающим максимальное исключение влияния протектора на работу шины путем его удаления до остаточной высоты 1-2 мм.
По результатам испытаний в конструкцию шины вносятся необходимые изменения для получения требуемых эксплуатационных характеристик. Подобные методики активно применяют многие производители грузовых ЦМК шин, используя для снятия протектора специализированное дорогостоящее оборудование. Так, например, испытательный центр наших российских конкурентов в Нижнекамске оснащен станком производства фирмы «Collmann» из Германии.
Как рассказал газете «Шинник» инженер ОИЦ А.В.Гурко, «Белшина» также активно проводит испытания новых грузовых ЦМК шин по определению работоспособности каркаса в области борта и боковин. При этом ранее снятие протектора производилось силами ремонтного производства механического завода на единичном универсальном токарном станке, высокая загрузка которого не позволяла оперативно произвести проточку шин и, как следствие, приводила к вынужденным смещениям графиков испытаний. Учитывая значительную стоимость импортного специализированного оборудования, было принято решение силами опытно-исследовательского цеха и механического завода спроектировать и изготовить станок для снятия протектора в условиях ОАО «Белшина». По словам Александра Валерьевича, станок изготовлен, прошел все стадии пуско-наладочных работ и вступил в строй. Станок оборудован автоматизированной системой управления с контроллером фирмы «Siemens» и имеет широкий диапазон рабочих режимов для обточки грузовых ЦМК шин различных диаметров. При этом установка этого оборудования на участке динамических испытаний ОИЦ позволила обеспечить требуемый уровень оперативности при проведении испытаний шин по «бортовым» методикам.
Учитывая высокую ответственность выполнения работ по снятию протектора, от качества которых зависит конечный результат испытаний, эта работа поручена испытателю резиновых изделий 6-го разряда С.Е.Богданову, имеющему смежную профессию оператора металлообрабатывающих станков с ЧПУ, а также опыт работы на них.
Принятое решение об изготовлении на мехзаводе станка для снятия протектора позволило не только повысить оперативность проводимых испытаний шин по определению работоспособности каркаса в области борта и боковины, но и получить современное высокопроизводительное оборудование стоимостью более чем вдвое дешевле импортных аналогов.
Владимир ШЛОМАН (office@shinnik.by)
Фото Натальи АСТАШЕВИЧ.