В чем измеряется трудовая дорога? У водителей – это километры, оставленные позади машины, города и поселки, у журналистов – число номеров газеты, выпущенных за годы работы. А вот у легендарного шинника, человека с большой буквы, профессионала А.М.ГРИЩЕНКО, отдавшего всю жизнь шинному производству, и в частности подготовительным цехам, она, по всей видимости, измеряется в тысячах тонн резиновой смеси. Ее выпуск стал делом всей его жизни.
А началось все в далеком 1978 году, когда мой собеседник, по приглашению генерального директора Геннадия Павловича Потылицина приехал на «Белшину» с Волжского завода, где он отработал десять лет мастером смены. Кстати, у Анатолия Максимовича было еще одно приглашение – с Нижнекамского шинного комбината. Но у него жена белоруска, да к тому же любит он лес и является заядлым грибником. Все это и склонило чашу весов его решения в пользу Бобруйска. Первое место работы – подготовительный цех ЗМШ, должность – старший мастер.
– Работать было сложно, – вспоминает наш сегодняшний герой, – шло становление шинного комбината. Не хватало рабочих, их привозили на автобусах из окрестных деревень, не хватало ИТРовцев. Геннадий Павлович Потылицин, с которым у меня сложились добрые отношения, поставил задачи – обучать людей мастерству производства качественной резиновой смеси, наладить дисциплину. С этим поначалу были проблемы. Шел запуск подготовительного цеха, наладка оборудования. Я работал на участке резиносмешения – он самый важный. Ведь если есть резиновая смесь – есть работа и для сборочных цехов.
Через полгода Анатолий Максимович был назначен начальником подготовительного цеха ЗМШ. А вскоре моего героя ждало новое испытание – «подготовка» ЗКГШ.
А.М.Грищенко вспоминает, что на ЗКГШ трудиться тоже было весьма не просто. Ну, посудите сами, на ЗМШ в те времена было восемь резиносмесителей, а на заводе крупногабаритных шин – семнадцать, плюс два установили уже во время работы в цехе Анатолия Максимовича. Опять же проблем хватало, хромала дисциплина. Но Анатолий Максимович боролся с нарушителями бескомпромиссно, наказывая их рублем. И добился своего. С дисциплиной проблем впредь не возникало.
А в 1986 году новый вызов. На заводе СКГШ шло строительство подготовительного цеха. И А.М.Грищенко был переведен на «горячий» участок. Работал заместителем начальника цеха, ведал технологическими вопросами.
– В роли заместителя я участвовал в строительстве цеха. Монтаж оборудования лег, как говорится, на мои плечи, – вспоминает Анатолий Максимович, награжденный, кстати, Почетным знаком «Ганаровы хiмiк».
В 1992 году он был назначен начальником подготовительного цеха ЗСКГШ и в этой должности проработал до выхода на заслуженный отдых. Таким образом, он работал начальником трех подготовительных цехов всех технологических заводов Общества. Подчеркну, что это уникальный случай в славной пятидесятилетней истории ОАО «Белшина».
А в 2014 году Анатолия Максимовича ждало новое испытание, на ЗСКГШ началась масштабная реконструкция подготовительного цеха. В «подготовке» были установлены четыре новых суперсовременных немецких резиносмесителя. А.М.Грищенко называет это «прорывом» и «космосом шинного производства». Но за этими эпитетами стоит множество бессонных ночей, тяжелых переживаний и нервов. Большие задачи не решаются малой кровью. Но Анатолий Максимович справился с ними, ведь знаний, огромного опыта и упорства ему, шиннику до мозга костей, не занимать.
На трудовом пути моего собеседника встречалось немало хороших, добросовестных людей и профессионалов. Ветеран с теплотой вспоминает генеральных директоров Общества: Геннадия Павловича Потылицина, Владимира Александровича Суровцева, Алексея Владимировича Яковлева. А также директора мехзавода Станислава Федоровича Голубицкого, главного инженера ЗМШ Александра Анатольевича Куракина, начальника ЦПС Матвея Ильича Херсонского, начальника производственного отдела ЗКГШ Владимира Константиновича Курсакова, директора ЗКГШ Валерия Васильевича Зинченко.
Юбилей родного предприятия, на котором А.М.Грищенко отработал 35 лет, ветеран встречает с хорошим настроением.
Владимир ШЛОМАН (office@shinnik.by)
Фото из архива редакции