Есть несколько обязательных условий для производства высококачественной продукции: качественное сырье, совершенное оборудование, передовые технологии и профессионализм персонала. Но производственный процесс, особенно на таком масштабном предприятии, как наше, порой вносит коррективы, с которыми невозможно не считаться.
А возможно ли прямо на станке, во время сборки покрышки определить по внешнему виду отклонения? – этот и другие вопросы стали темой беседы с заместителем главного инженера завода по технологии ЗКГШ Игорем Григорьевичем ШАТЕРНИКОМ:
– Увидеть несоответствие стандартам качества можно на любом переделе производства от подготовки сырья, изготовления резиновых смесей и полуфабрикатов до сборки и вулканизации покрышек, отправки их в сбыт.
Признаки и параметры годности готовой продукции подробно и пошагово описаны в техрегламентах и инструкциях по качеству полуфабрикатов. Для каждой профессии они свои и являются путеводителем в мир высокого качества.
– Каков порядок действий работников в нештатной производственной ситуации?
– Первый рубеж – это непосредственно работник, который несет ответственность за конкретную операцию. Если это единичный случай, он должен просто изолировать непригодный полуфабрикат, предотвратив его использование. Если подобный случай повторится, он обязан немедленно поставить в известность мастера смены. А дальше – по отработанной годами схеме. Во всех цехах в каждой смене есть свои комиссии по разбраковке продукции, кроме того, в выходные работают ответственные дежурные. Во вторую и ночную смены информация доводится до диспетчера, который анализирует ситуацию и принимает решение либо временно остановить производственный процесс, либо срочно вызывать зам. главного инженера по технологии, начальника и технолога подразделения для выяснения причин несоответствия требованиям качества.
– В чью компетенцию входит вынесение вердикта о непригодности полуфабриката или готовой шины?
– Прежде всего, хочу отметить, что такое происходит нечасто. И причины каждого случая тщательно разбираются созданной на заводе комиссией по разбраковке, в которую входят ведущие специалисты. А вообще, все вопросы качества продукции на заводе рассматриваются и решаются ежедневно на оперативной комиссии. И это не только разбор инцидентов, но и возможность обсудить производственные моменты.
– В случае брака как устанавливаются виновные, и какое наказание они несут?
– Кто виновен, выясняет комиссия на основе анализа, в том числе конструкторско-технологические срезы помогают установить скрытые причины брака. И если брак окончательный и вина работника доказана, с него удерживается стоимость изделия. И суммы, как правило, серьезные.
Сегодня каждый работник понимает, что самый главный показатель – качество, и это не голословное заявление: по результатам работы за март-апрель на заводе не было превышения базовых показателей по окончательному браку.
– Игорь Григорьевич, вы начинали сборщиком покрышек, не понаслышке вам знакома и профессия вулканизаторщика. Учились у ветеранов, сейчас должность обязывает учить премудростям белшиновских профессий молодежь. Что сложнее?
– Конечно, учить. Тогда я отвечал сам за себя, а сегодня несу ответственность за каждого подчиненного работника. Технологии производства шин стремительно меняются, процесс совершенствования бесконечный, так что, работать интересно.
Татьяна ЗОЛОТУХИНА (office@shinnik.by)
Фото Игоря ДРАПЕЗЫ (drapeza63@yandex.ru)