У старшего инструктора-спасателя ПАСЧ №2 ПАСО-7 на объектах ОАО «Белшина» Михаила ШАПОТКИНА – ветерана части, работающего здесь уже более 20 лет – весьма нетривиальный путь в профессию: в отряд он прибыл в буквальном смысле по железной дороге.
– Действительно, занятно вышло. Профессия пожарного – нередко дело семейное, передается по наследству. Но в нашей семье огнеборцев не было. Хотя нет, дед мой поработал пожарным. Правда, совсем недолго, и на мой выбор профессии это никак не повлияло.
После службы в армии Михаил пошел работать путейцем на железную дорогу. Здесь как раз сработал династический принцип: его мама была дежурной по станции «Шинная». Полгода хватило, чтобы осознать: это не дело его жизни. Как раз тогда, в 2001 году, молодой человек услышал о том, что на «Белшине» есть пожарная часть и решил трудоустроиться туда. Попробовал – получилось.
– В чем отличие «белшиновской» части от любой другой в структуре горотдела? С одной стороны, приоритет в нашей работе – предотвращение и ликвидация ЧС на одном, отдельно взятом предприятии. С другой, масштаб этого предприятия таков, что даже для того, чтобы ориентироваться на здешней территории, необходимо потратить не один год. А ведь «Белшина» живет, развивается. Прошли локальные ремонтно-строительные работы, переоборудование, и хорошо знакомый тебе участок уже выглядит совсем по-новому. Вроде выучил, например, план расположения гидрантов, а через короткое время все поменялось, и надо вновь приступать к учебе.
Еще одна особенность обусловлена спецификой производства: небольшое локальное возгорание на предприятии химпрома способно быстро разрастись до больших масштабов. Михаил Шапоткин вспоминает пожар на ЗКГШ, произошедший несколько лет назад.
– Точнее, извините, не припомню: время летит, порой событие возраста нескольких лет воспринимается так, будто это было вчера. Возгорание возникло в подготовительном цеху ЗКГШ, вроде как из-за неполадок в работе какого-то агрегата. Пламя быстро разрасталось, по вентиляции уже выбиралось на крышу. В помощь к нам тогда примчались пожарные машины со всего города. К счастью, сработали мы четко и оперативно, большой беды удалось избежать.
Ранее, рассказывает Михаил, структура работы спасателей из ПАСО-7 отличалась от нынешней: пожарные дозоры рейдировали по цехам заводов регулярно, по графику, на отдельных участках дежурили инспекторы. Теперь же каждый новый рейс пожарных машин на территорию предприятия происходит по конкретному поводу.
– Мы, в частности, прибываем по вызову для обеспечения безопасности при проведении огневых работ. Разумеется, учения регулярно проводим. В целом контроль не стал менее жестким, просто он принял другие формы. А еще хочу сказать, что работники «Белшины» стали более дисциплинированными, хотя бы в плане соблюдения простейших норм пожарной безопасности. Этого достаточно для того, чтобы снизить планку потенциальной угрозы.
Время, оставшееся до выхода на пенсию, Михаил не считает по дням. К тому же, возможно, на этот период у него выпадет очень важное дело.
– С возрастом заметил, что всем видам досуга стал предпочитать простой семейный отдых. Сейчас вот строю дачу для того, чтобы могли собираться на природе всей семьей, с детьми и, надеюсь, будущими внуками. У меня двое детей. Дочь Кристина учится в Могилеве, в университете имени Кулешова, планирует стать учителем математики и информатики. Сын Артем – ученик 11-го класса 34-й школы. Куда собирается после ее окончания? К нам в часть. Да, я посоветовал: «Давай, есть вакансии, люди нам нужны, попробуй». Если пройдет комиссию, глядишь, и зародится у нас династия. Какое-то время вместе получится поработать, семейным подрядом. Я ему помогу, чем смогу, так на старте будет гораздо легче.
Андрей ЧИЖИК
Фото автора