Мы побывали в кабинете «ночных директоров» завода СКГШ.
Короче говоря
Выполнение первого пункта стандартного плана к тексту, повествующему о структурном подразделении «Белшины», в данном случае выглядит очень непростой задачей. Дело в том, что перечень обязанностей работников производственного отдела – список из множества пунктов.
– Давайте пойдем от главной цели нашей работы, – предложил старший диспетчер ПО ЗСКГШ Сергей Киселевич. – Она такова: обеспечить ритмичную работу завода для своевременного выполнения плана производства и во избежание срывов сроков поставок готовой продукции. Для этого необходим постоянный оперативный контроль за ходом производства – от этапа обеспечения сырьем и полуфабрикатами до того момента, как конечный продукт переместится на склад. И не просто контроль, но принятие оперативных решений для наиболее эффективного использования мощностей и устранения нарушений хода производственного процесса.
Вкратце, как видим, вышло не очень коротко. С разделением обязанностей проще: здесь привыкли все вопросы решать сообща, делая ставку на командную игру. Ее капитан – заместитель директора по производству-начальник производственного отдела завода Александр Трофимов, вице-капитан – замначальника отдела Николай Смирнов. Ассистируют им старшие диспетчеры Сергей Киселевич, Сергей Приходько, Сергей Дудаль, Дмитрий Мотрунецкий и Леонид Кипель, инженер по подготовке производства Ольга Мальцева, оператор службы диспетчерской Елена Ашурко.
Время как ресурс
С начальником отдела проясняем вопрос о специфике работы отдела в сравнении с аналогичными подразделениями других заводов.
– Во-первых, штат диспетчеров там побольше, – сравнивает Александр Николаевич с заводом массовых шин, где он работал диспетчером до перехода на ЗСКГШ. – Во-вторых, у нас уходит в среднем 25 деталей на одну шину, в то время как на легковую – пять. С другой стороны, ассортимент типоразмеров на ЗМШ выше. Наш завод выпускает 24 типоразмера, одномоментно – около пяти. То есть в целом работа та же, разница лишь в нюансах.
Не меньше, чем детали и материалы, в работе ПО важен еще один ресурс – время. Задача отдела – максимально рационально использовать его, ведь помимо стратегических задач перманентно возникает уйма тактических, диктуемых изменчивостью ситуации. Одно неверное решение чревато серьезными проблемами: сами диспетчеры говорят, что можно «остановить даже не один или два размера, а весь завод». И не только его.
– Мы же выпускаем резиновые смеси и полуфабрикаты и для других заводов, – поясняет Сергей Киселевич (он и Елена Ашурко находятся на смене в момент нашего визита). – Это автоматически предполагает постоянную связь с коллегами-диспетчерами ЗМШ и ЗКГШ, а также с диспетчерской Общества.
Отсчет с нуля
Главный рабочий инструмент работников ПО – телефоны: входящими звонками сюда стекаются сигналы из подразделений, исходящими разлетаются импульсы-распоряжения. На стационарных аппаратах в диспетчерской – 72 кнопки вызова с «привязанными» номерами отделов и конкретных специалистов. Мобильники, впрочем, тоже почти не умолкают…
Промежуточный финиш, он же старт – каждая полночь. По состоянию на 00:00 снимаются текущие показатели в штуках и деньгах, остатки по сырью, полуфабрикатам. Они фиксируются в бумажном и электронном виде, далее – новый суточный цикл.
Вопрос о том, в какую смену – дневную или ночную – работать проще, для диспетчеров риторический.
– Конечно, днем, – говорит Сергей Киселевич. – Все руководство, все службы на работе, решение текущих вопросов занимает минимум времени. А вот ночью…
– Не зря ведь диспетчеров называют «ночными директорами», – подключается Елена Ашурко. – Конечно, есть такие вопросы, для решения которых мы звоним в любое время суток начальнику отдела, руководству завода. Бывает, сигналим в диспетчерскую Общества, они связываются с вышестоящим руководством. Но в целом ряде случаев мы обязаны брать ответственность на себя.
В общем и целом знакомство с работой отдела вызывает ассоциацию с гроссмейстером, ведущим бесконечную шахматную партию на гигантской доске. Либо с механиком, который обслуживает вечный двигатель.
– Когда я начинал здесь работать, мне не хватало рабочей смены, чтобы все успеть, – вспоминает Сергей Киселевич. – Когда выработал алгоритмы действий в типовых ситуациях, стало проще. Опыт – большое дело.
Андрей ЧИЖИК
Фото автора