Мечты и реальность новогодней ночи 1971-го | Официальный сайт газеты "Шинник"
15:29
01.05.2024

официальный сайт
www.shinnik.by
Пятница, 23 Декабрь 2016
Мечты и реальность новогодней ночи 1971-го

За несколько часов побывать в прошлом, настоящем и будущем – возможно ли это, если, конечно, речь не идет о фантастическом путешествии на машине времени? На «Белшине» такая необыкновенная и реальная экскурсия не так давно состоялась, так как здесь есть два временных портала: один открывает дверь в прошлое, другой – в будущее. Правда, сразу следует сказать, что сделать это могут лишь несколько человек – те, при личном участии которых в историческую новогоднюю ночь 1971 года была изготовлена первая белорусская шина.

Знакомьтесь:
Анатолий Александрович КУРАКИН, первый начальник самого первого цеха вулканизации, который в декабре 1971 года находился на экспериментальном участке блока механических производств. В последующие годы Анатолию Александровичу довелось работать на разных ответственных должностях, последняя – главный технолог «Белшины». Сейчас А.А.Куракин на заслуженном отдыхе. За свой вклад в освоение производственных мощностей и становление коллектива БШК награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Знакомьтесь:
Леонид Аронович РУБИНШТЕЙН, первый главный энергетик БШК, лауреат премии Совета Министров СССР, награжден орденом «Знак Почета».

В один из дней вместе с нашими уважаемыми гостями редакции отправляемся в прошлое, то есть, на то место на механическом заводе, где была изготовлена первая белорусская шина.

– Вон там, прямо в галерее-переходе был мой кабинет. Правда, бывал я в нем редко, все время проводил в цехе, – выйдя из машины на мехзаводе, сказал Анатолий Александрович.

– А мой кабинет находился вот здесь, на первом этаже бытового корпуса. Но за исключением планерок, на которых мы командой обсуждали и решали, как будем выполнять поставленные перед службой задачи, я, конечно, тоже большую часть времени проводил на объектах, – продолжил разговор Леонид Аронович.

А затем они уверенно направились к обычной металлической двери в производственный корпус мехзавода, которая и сыграла роль временного портала. И вот он, легендарный экспериментальный участок блока механических производств, десять-пятнадцать шагов вправо от входа и…

А.А.Куракин:
– Вот на этом самом месте стоял первый форматор-вулканизатор, на котором и была изготовлена в новогоднюю ночь с 1971 на 1972 год первая белорусская шина. Кстати, отправляли мы вулканизатор в «дальнее плавание» по всем правилам, как спускают на большую воду корабли – разбили о «борт» бутылку шампанского.
Но недостаточно просто установить оборудование, в него необходимо было вдохнуть жизнь – наладить подачу энергопараметров. Пожалуй, на тот момент это была одна из самых сложных задач, с которой блестяще с энтузиазмом справилась энергослужба комбината.

Л.А.Рубинштейн:
– Энергетических параметров от ТЭЦ еще не было. На блок механического производства, где шла подготовка к выпуску первой шины, пар не подавался. По моей инициативе был установлен энергопоезд, и от него подали необходимые параметры на механический завод. Но была проблема: мы могли обеспечить давление пара только в 14 атмосфер, а для вулканизации шин необходимо было 19 атмосфер. Я отправился на совет к Анатолию Александровичу, у него уже был большой практический опыт и знания технологии вулканизации шин, полученные во время его работы на Днепропетровском шинном заводе. Он меня выслушал и сказал, что в целом представляет, каким образом можно разрешить проблему. И выход нашел в увеличении режима вулканизации, благодаря чему задачу мы выполнили, – эмоционально и красочно дополняет воспоминания коллеги Леонид Аронович.
Действительно, тогда, в декабре 1971 года, на экспериментальном участке блока механических производств не было не только энергопараметров, не было вообще ничего, кроме стен, крыши и множества проблем разного калибра – от тех, что решались в рабочем порядке, до глобальных, решение которых принималось «наверху». Впрочем, были еще мечты и невероятно сильное желание воплотить их в реальность.

А.А.Куракин:
– Сборочный станок и форматор-вулканизатор, который я лично помогал грузить на платформу поезда для их отправки в Бобруйск, нам презентовали днепропетровские шинники. Шприц-машину позаимствовали у коллег из Нижнекамска…

Л.А.Рубинштейн:
– А все детали для первой шины – протектор, боковины, крылья – привозил, образно говоря, в кармане Адам Михайлович Бойковский опять-таки из Днепропетровска. Они там очень старались нам помочь, и мы от души были благодарны коллегам за дельные профессиональные советы.

На вопрос, а сборочный станок, на котором из подаренных деталей собиралась первая шина, стоял здесь, рядом с вулканизатором? Анатолий Александрович, буквально после секундного раздумья ответил:
– Нет, – и уверенно показал на противоположный угол производственного корпуса: – Вон там находилась наша «сборка». Можем пройти посмотреть.

… Конечно, наивно было ожидать, что сегодня там что-то может напомнить о событиях 45-летней давности. Но, честное слово, стало немножко обидно, что стартовая площадка «Белшины» не отмечена никаким, даже скромным мемориальным знаком. Естественно, на этом месте давно стоит другое оборудование, но стены-то помнят об историческом событии, и на них вполне реально разместить памятную табличку.

Медленно направляемся к выходу, и вдруг А.А.Куракин говорит:
– А если бы не Дима Бекетов, той новогодней шины вообще не было бы, – и пояснил. – Буквально в канун выпуска первой шины у нас полетел насос, а срочно заменить его было абсолютно нереально. И уж не знаю, какими правдами-неправдами, но Дима достал новый насос и все пошло по графику и по плану.

В те годы насосы, причем для нужд всего СССР, выпускал Бобруйский машиностроительный завод им. В.И.Ленина. Практика была такова, что все необходимые комплектующие предприятия получали с заводов-изготовителей в соответствии с разнарядками и графиками поставок, утвержденными Госпланом СССР. И никакие, даже исключительные случаи, не являлись основанием для изменения графиков. Вот какая серьезная ситуация возникла в декабрьские дни 1971 года.

После неожиданного признания Анатолия Александровича, само собой возникло желание встретиться с еще одним ветераном предприятия, который хотя лично и не принимал участия в выпуске первой шины в новогоднюю ночь 1971 года, но без помощи которого вряд-ли бы в намеченный срок была выпушена первая шина.

Связаться с Дмитрием Яковлевичем оказалось просто: на ЗСКГШ в должности заместителя главного инженера по техническому развитию работает его сын Данила Дмитриевич, надо сказать, достойный преемник своего отца. В телефонном разговоре Дмитрий Яковлевич сразу согласился придти на встречу с друзьями-коллегами и… со своим профессиональным прошлым.

Знакомьтесь:
Дмитрий Яковлевич БЕКЕТОВ на БШК приехал из Барнаула в 1971 году, свою трудовую деятельность начал в должности заместителя начальника отдела оборудования, затем многие годы успешно и плодотворно руководил этим структурным подразделением. За досрочный пуск комбината Д.Я.Бекетов награжден медалью «За доблестный труд». Интеллигентный, рассудительный, он, по воспоминаниям коллег, мог решить любой вопрос, благодаря личному обаянию, умению аргументировано убеждать собеседника.

Договорились, что через несколько дней все встречаемся на центральной проходной «Белшины», чтобы отправиться «в музей» ЗКГШ, где сейчас находится виновница всех предъюбилейных мероприятий – первая шина. Это было особое удовольствие видеть, как ветераны радовались встрече, как они по-мальчишечьи хлопали друг друга по плечу и с какой гордостью рассказывали о детях, внуках…

У «директорского» подъезда завода крупногабаритных шин нас встретил и.о. заместителя директора ЗКГШ по идеологической работе и общим вопросам И.С.Манько: «Я много слышал о вас, тех, кто дал жизнь Белорусскому шинному комбинату, и счастлив, что мне представилась возможность познакомиться с вами лично», – сказал Игорь Сергеевич. И надо было видеть, какими добрыми улыбками после этих слов озарились лица первых шинников!

По дороге на производство Игорь Сергеевич на высоком профессиональном уровне, а главное, с искренним увлечением рассказывал дорогим гостям о техническом перевооружении завода, о новейшем оборудовании, о молодежи, которая приходит на смену ветеранам производства, о бережно хранимых в коллективе трудовых традициях…

Достойное замечательное настоящее и будущее «Белшины».

И вот, наконец, выставочная экспозиция, где представлены виды продукции ЗКГШ, среди которых на почетном месте Она, ее Величество Первая белорусская шина.
– Спасибо, что сберегли, шина просто великолепна! – проводя рукой по протектору, словно здороваясь со своим детищем, сказал А.А.Куракин. – Как хорошо она выглядит. Вулканизовали ее?
– Нет, немного почистили, подкрасили, – пояснил И.С.Манько.
– Молодцы, еще раз спасибо от всех нас!

А затем, видя, с каким профессиональным интересом гости поглядывают на новое оборудование в цехах, Игорь Сергеевич предложил посмотреть, как сегодня собираются шины. И пока мы шли к сборочным комплексам, спросила у Дмитрия Яковлевича о том самом насосе, без которого не было бы первой шины.

Д.Я.Бекетов:
– Это был насос подачи перегретой воды к вулканизатору. Мне сейчас трудно вспомнить в деталях, как я его «добывал». Помню только, что действительно было очень сложно. Но я никогда не считал, что совершил что-то героическое, это была моя обязанность – обеспечить производство оборудованием. Тогда мы все старались работать так, чтобы ни в коем случае не подвести товарищей.

В цехах завода неподдельное восхищение наших ветеранов вызвали новые линии по выпуску гермослоя и технологической прослойки и универсальные сборочные комплексы для шин с посадочным диаметром от 28 до 42 дюймов. Было видно, что их по-настоящему, как когда-то в молодости, увлек производственный процесс на современном оборудовании и, пожалуй, они с удовольствием приступили бы к работе на нем прямо сейчас. Впрочем, неудивительно, ведь они – Профессионалы, искренне влюбленные в свой шинный комбинат.

Расставались легко, светло, с взаимными добрыми пожеланиями. И только невидимая легкая грусть напоминала о том, что между путешествиями в прошлое, настоящее и будущее пролегла дорога жизни длиной в 45 лет…

На фото: Участники выпуска первой шины: 1. Меньков Геннадий Федорович, начальник цеха ПВС КГШ; 2. Потылицын Геннадий Павлович, директор БШК; 3. Григорчук Александр Николаевич, начальник отдела оборудования; 4. Рубинштейн Леонид Аронович, главный энергетик ЗКГШ; 5. Масолбасов Николай Александрович, электросварщик цеха ПВС; 6. Цед Геннадий Григорьевич, слесарь; 7. Осинников Лев Дмитриевич, начальник техотдела; 8. Зайцев Виктор Яковлевич, начальник участка пресс-форм; 9. Куракин Анатолий Александрович, начальник цеха вулканизации; 10. Ковалевская Анна Петровна, работник здравпункта; 11. Матуль, инженер отдела охраны труда; 12. Вулканизаторщик (нажимал первую кнопку); 13 ?; 14. Ланцевич Петр Николаевич, начальник сборочного цеха; 15. Довнар Виктор Иосифович, мастер цеха КИПиА; 16. Восковцев Александр ?, слесарь КИПиА; 17. Плеско Иосиф Викторович, зам. начальника цеха вулканизации; 18. ? Сборщик; 19. ? Сборщик.
К сожалению, нам не удалось установить фамилии и имена всех участников этого исторического события. Возможно, уважаемые шинники, вы узнаёте на снимке кого-либо из своих близких или знакомых. Сообщите нам по телефонам редакции их фамилии и имена. Будем признательны за любую информацию об участниках выпуска первой белорусской шины.

Татьяна ЗОЛОТУХИНА (tanya.zolotuxina2017@yandex.ru)
Фото Игоря ДРАПЕЗЫ и из архива редакции.

Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком Единый день информирования населения (ЕДИ) Единый день голосования
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ...
Интересные факты: картофель
Интересные факты: картофель

Существует более 4000 различных сортов картофеля.

Самый большой в мире клубень картофеля был выращен в 2010 году и весил 3,8 кг.

Рекорд по чистке картофеля – 10,49 кг за 10 минут.

Для приготовления самой большой картофельной оладьи понадобилось 3 тонны картофеля, 25 тысяч яиц, 350 литров оливкового масла и 30 кг соли.

Картофель является вторым по популярности продуктом питания в мире после риса.

В картофеле содержится больше витамина C, чем в апельсине, а также он богат калием и витамином B6.

Человек ест в среднем около 33 кг картофеля в год.

Листья и стебли картофеля токсичны для людей и животных из-за содержания соланина. Этот гликозид вызывает отравление при попадании в организм.

Одно из наиболее известных блюд из картофеля – это фри. Оно было изобретено в Бельгии в XVII веке.

Картофель можно использовать в косметологии для улучшения состояния кожи. Он обладает отбеливающими свойствами и помогает справиться с отечностью и воспалениями.

Перу считается местом с наибольшим разнообразием сортов картофеля. В этой стране выращивают более 3000 сортов этого овоща.

Картофельные чипсы были изобретены случайно. В 1853 году повар просто нарезал картофель слишком тонко.

Картофель был первым растением, выращенным в космосе. Это произошло в 1995 году на космическом шаттле «Columbia».

Картофель можно приготовить более чем сто способами: варить, жарить, печь, тушить, делать из него супы, пюре, запеканки и многое другое.

Картофель принадлежит к роду Паслен. Его «родственниками» являются помидоры, баклажаны, несъедобный табак и ядовитый паслен.

Не обошли стороной картофель поэты и художники. Одна из самых известных картин на эту тему – «Едоки картофеля» знаменитого нидерландского художника Винсента Ван Гога.

По материалам erudit-menu.ru


© «Шинник», 2015
Использование материалов разрешено только с размещением активной ссылки на наш сайт.

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО