Искусство пирографии (рисования огнем) известно с давних времен, а первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до нашей эры.
Пирографию осваивает и перезарядчик сборочных станков сборочного цеха №1 завода крупногабаритных шин Сергей Ковалевский.
Сегодня его работы есть у жителей практически всех городов Беларуси, ими можно полюбоваться в соцсетях. А в конце марта поклонники группы «Руки Вверх» преподнесли музыкантам их коллективный портрет, искусно выполненный нашим героем.
– Меньше года назад задумался над тем, чтобы освоить новое увлечение, – рассказывает Сергей. – Признаться, хотелось найти и источник дополнительного заработка. В Интернете искал информацию о различных направлениях творчества, так узнал о пирографии, приобрел пиропринтер – это выжигатель с ЧПУ. Он подключается к компьютеру, на который загружаются фотографии, рисунки, надписи... Впоследствии они и выжигаются.
Собеседник отмечает, когда только планировал освоить эту технику, думал, что все будет проще. На практике же пришлось разобраться с множеством нюансов. Помогали ему в этом люди, увлеченные пирографией, с ними Сергей консультировался через социальные сети.
Выжигание основано на физическом принципе: нихромовое перо нагревается до определенной температуры и перемещается по деревянной поверхности. Оттенки цвета регулируются скоростью передвижения пера. Там, где оно двигается медленно и дольше касается поверхности, оттенок получается темный. Где древесина практически не нагревается, места остаются светлыми. Чаще всего Сергей работает над портретами.
– Мое творчество предполагает тесную работу с людьми, для которых создаю картины. Высокие требования предъявляю к качеству предоставляемых фотографий, ведь от этого зависит то, как изображение ляжет на дерево. В работе использую как цветные, так и черно-белые фото, но предпочтение отдаю материалу в цифровом формате. Если работаю над портретом, то провожу серьезную предварительную подготовку: занимаюсь технической и художественной ретушью цифровых фотографий, применяю различные эффекты, – рассказывает Сергей. – Могу убрать тень, заменить фон, нанести надписи… Использую для этого «Photoshop». На данном этапе освоил его только процентов на 10, поэтому есть к чему стремиться. Но с каждой фотографией приобретаю новые навыки.
Конечный результат зависит от многих факторов, в том числе и от качества фанеры. Ее желательно использовать первого сорта, светлых пород дерева. Прежде, чем приступить к выжиганию, необходимо фанеру подготовить: отшлифовать и не один раз, покрыть специальным раствором на основе соды. И только после этого можно вставлять заготовку в пиропринтер.
– В пирографии все не так просто, как кажется, – говорит Сергей. – Процесс создания картины очень трудоемкий, могут возникнуть трудности. К примеру, сложно приобрести фанеру необходимого качества. Если вдруг отключат электричество, то станок остановится, и работа будет испорчена. Правда, у меня подобных проблем пока не возникало. Физического труда мало, но в «Photoshop» следует повозиться. Картина формата А4 выжигается около трех часов, А3 – 5-6 часов, а А2 – 10.
Сергей делает картины различного размера: от маленьких 10 на 10 сантиметров, до больших 40 на 60 сантиметров. При этом наш собеседник придерживается правила: чем больше элементов на картине, тем больше должен быть ее формат. Каждая работа обрамляется и покрывается лаком. В планах освоить изготовление часов с применением пирографии.
Мы попросили Сергея дать совет тем людям, которые находятся в поисках себя, он ответил: «Заниматься стоит тем, к чему лежит душа, что нравится».
Маргарита ГАЦКО (office@shinnik.by)
Фото автора и героя публикации.