Нюансы профессии, которая обеспечивает нежный и нужный уход за деталями механизмов, мы выяснили, познакомившись с обычным рабочим днем смазчика каландрового цеха ЗСКГШ Инны ЛЯХОВОЙ.
Смазчик – специалист, который и отвечает за регулярное «снабжение» агрегатов необходимым объемом смазочных материалов – профессия не редкая, но не из тех, которые часто фигурируют в карьерных планах. Вот и Инна Ляхова, что называется, не предполагала: она намечала себе совсем другой путь.
– Я окончила торгово-экономический университет в Гомеле, после чего в 2009 году вернулась в родной Бобруйск и устроилась на «Белшину» – по специальности, товароведом в управление торговли. Затем ушла в декретный отпуск. Когда вернулась, моя должность была сокращена. Поначалу переквалифицировалась в кладовщика, но позже сестра (на тот момент она тоже работала на «Белшине») подсказала другой вариант смены профессии. И вот уже четыре года я – смазчик.
Смазочные материалы, шприцы и масленки – все это четыре года назад было для Инны китайской грамотой, обучение пришлось начинать с нуля. Она признается: проходило оно непросто и небыстро.
– Только на то, чтобы познакомиться со всеми агрегатами и механизмами цеха, уйдет немало времени: посмотрите, сколько тут всего… Спасибо коллегам: они меня обучили, на первых порах помогали словом и делом.
Собственно, с общения с коллегами на утренней пятиминутке начинается очередной рабочий день смазчика Инны Ляховой.
– Механик выдает задание, очерчивает фронт работ на сегодня. Хотя в целом мы и так знаем, чем будем заниматься, так как контроль – это одна из наших обязанностей. Поэтому можем предсказать, где в отдельно взятый день надо будет произвести смазывание, где прокачать масло, где добавить.
Немного – об инструментарии смазчика. Тут вроде бы все просто: емкости со смазочными материалами, шприцы для работы с небольшими механизмами и прибор, который по паспорту именуется «нагнетатель смазки»: по сути тот же шприц, только в разы больше, отличный помощник в работе с большими деталями (вальцы, каландры). Инна, а также другие смазчики, к которым мы обращались по этому поводу, называют этот прибор «лёдио» или, как вариант, «лёдя».
Откуда взялось альтернативное название – никто не знает («Когда я пришел работать, его здесь все так называли»). Спасовали и интернет-поисковики.
Коллеги-шинники, а вы случаем не в курсе дела? Если да, звоните-пишите в редакцию! Думаем, что многим будет интересно разгадать эту лингвистическую загадку…
«Лёдио» или «лёдя» – достаточно весомая штука (в заправленном состоянии весит килограммов 30). По площадям цеха смазчики перемещают ее вдвоем, на помощь Инне приходит ее напарница Мария Маркова.
Вообще, манипулировать большими весами и объемами для этих хрупких женщин дело привычное.
– В день через мои руки проходит в среднем литров 30 смазочных материалов, – подсчитывает Инна. – Но если идут масштабные ремонтные работы, то случается за смену «освоить» и бочку смазки – полтораста литров.
В таких обстоятельствах особенно ценна работа в команде. Инна Ляхова очень тепло отзывается о напарнице Марии Марковой:
– Вместе с ней мы уже два года работаем. За это время хорошо притерлись друг к дружке, настоящий дуэт получился. С механиком Евгением Башаном у нас полное взаимопонимание, и в целом бригада отличная.
Занятно: Инна, по ее собственному признанию, не сможет порекомендовать знакомым масло для автомобиля или смазать скрипучую дверцу кухонного шкафа. «Не женское это дело», – улыбается она.
Вне работы смазчик Ляхова предпочитает заниматься стопроцентно женскими делами: очень любит готовить (ее фишка – торты), делать уроки вместе с 10-летней дочерью Ульяной, а в свободное время помогать дочурке в ее увлечении: изготовлении фигурок из бисера.
Андрей ЧИЖИК
Фото автора