13:33
23.05.2018

официальный сайт
www.shinnik.by
Среда, 9 Май
Человек со стержнем

Холодный, страшный март 1944 года те, кто пережил пребывание в лагере смерти Озаричи, запомнят на всю жизнь. Этот ужас хотелось бы забыть… Озаричи – это три лагеря смерти в непосредственной близости от линии фронта, неподалеку от деревень Озаричи, Дерть и Подосинник. Сюда под видом эвакуации гитлеровцами были согнаны более 50 тысяч человек из Гомельской, Могилевской, Полесской областей Беларуси, а также Смоленской и Орловской областей России.

Андрей Максимович АРТЮХОВСКИЙ по сей день не может забыть об этих страшных днях. В этом году ему исполнилось 82 года, но воспоминания о пережитом в концлагере вызывают слезы до сих пор.

Семья Андрея Максимовича жила в деревне Великие Филипковичи в Рогачевском районе. Беременная мать, отец и шестеро детей попали в Озаричи. Выжить было суждено не всем.

– Все время в лагере мы находились под открытым небом в холодном болоте, разжигать костры, строить шалаши или землянки, собирать хворост для подстилки – было запрещено. Постоянно хотелось есть, пить. Нас ничем не кормили и не давали пить. Было жутко страшно. Территория лагеря была обнесена колючей проволокой, а за ней вокруг было минное поле. Если кто-то из узников приближался к колючей проволоке, немцы стреляли без предупреждения.

Фашисты специально свозили в лагеря больных сыпным тифом и другими инфекциями, чтобы заразить нас и распространить инфекции среди советских солдат, когда они бы нас освободили. На моих глазах от тифа умерли обнявшись сестры Варька и Мария. Варвара тихонько напевала народную песню «Эх, яблочко». Эти моменты до сих пор стоят перед глазами. Беременная мама потеряла малыша.

Хоронить людей было не в чем, прикапывали землей на сколько было возможно, чтобы скрыть тела под ней. Люди погибали от холода, голода и тифа. Когда пришли наши освободители, было сложно поверить в то, что мы остались живы. Нас сразу поместили в госпиталь, более усиленно лечили мальчиков. Это логично, ведь мужчин после войны осталось мало. Кто-то должен был поднимать на ноги хозяйство, отстраивать города.

Пережив все ужасы войны, Андрей Максимович постепенно наладил свою жизнь. 45 лет он отработал на шинном комбинате, работал дальнобойщиком, объездил весь Советский Союз и не только. Создал семью, вместе с супругой Клавдией Петровной (пара вместе уже 51 год) поставил на ноги двоих детей: сына Игоря и дочь Инну. К слову, супруга отработала на шинном комбинате 38 лет, а сын работает в ОАО «Белшина» до сих пор, и его фото размещено на Доске почета. Дочь работает бухгалтером в городской поликлинике №3.

В свободное время бабушку и дедушку навещает внучка Анастасия. Девушка окончила университет и осталась работать в Минске, но свою семью не забывает. Несмотря на удары судьбы, Андрей Максимович выстоял и создал достойную семью, которая по-настоящему его ценит и любит.

Евгения ВИННИК (office@shinnik.by)
Фото Игоря ДРАПЕЗЫ (drapeza63@yandex.ru)

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
Давайте проверим, человек ли вы?
3 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.
Бобруйский горисполком Бобруйский горисполком Год малой родины
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ...
Интересные факты об автомобилях
Интересные факты об автомобилях

Автомобиль – это что-то большее, чем машина, ведь помимо привлекательного внешнего вида он должен иметь массу полезных характеристик. Небольшой набор интересных фактов про автомобили: некоторые всем известные, а некоторые раскроют обыденные вещи с незнакомой стороны.


Первый автомобиль, который разогнался до 100 км/ч был электромобилем. Это случилось в апреле 1899 года. Автомобиль приводили в движение два электродвигателя, расположенные в ступицах задних колёс. Кузов для этого электромобиля построило ателье Rothschildet Fils из сплава патриниум (алюминий и фольфрам). Создатель этого спортиного болида белгийский автогонщик Камилл Женатци жил в Париже и занимался выпуском электромобилей-такси. Своё детище он назвал La Jamais-Contente ("Неудовлетворённая").
На дистанции в 1 км этот болид разогнался до 106 км/ч.


Стив Джобс ездил только на автомобилях марки Mercedes-Benz SL 55 AMG, причём без номерных знаков. Дело в том, что по калифорнийским законам на установку номеров даётся целых полгода.
Джобс заключил договор с одним автосалоном, согласно которому каждые полгода он брал новый SL 55, а старый возвращал обратно.
Выгода автосалона заключалась в том, что побывавший под управлением Джобса автомобиль можно было продать дороже, чем новый.

Курьез, произошедший при поставке автомобилей в Финляндию, был вызван результатом перевода на финский язык, поскольку «Kalina» в переводе означает грохот, треск и дребезжание, которые так сходны с техническими характеристиками первого выпуска авто. В связи с этим, дабы не испортить имидж автомобиля выпускаемого ОАО «АвтоВАЗ» и избегания непродаж из-за восприятия финнами его как громыхающего с треском авто, было переименовано на более корректное для этой страны Lada 119.
Кстати будущая звезда «Формулы-1» К. Райкконен в юности ездил на автомобиле «Лада». И считал эту подержанную машину, спасенную им от утилизации, самим совершенством. По воспоминаниям автогонщика, она практически никогда не выходила из строя.

По материалам интернета.


© «Шинник», 2015
Использование материалов разрешено только с размещением активной ссылки на наш сайт.

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО